Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Архитектура модерна (Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Антонио Гауди)

Первые признаки нового стиля в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве появились в конце 80-х годов ХIХ века.

Модерн начинался с графики и прикладного искусства, заявляя о себе "импульсивными, нервными" линиями, украшавшими книжные, журнальные обложки, броскими пятнами афиш, мистическим мерцанием цветного стекла витражей и посуды. Модерн проник во все сферы жизни.

Развитие нового стиля было закономерным результатом сложных процессов, которые совершались в мировом зодчестве второй половины ХIХ века, и в русской художественной культуре, подготовив зарождение новой эстетики, новой философии.

Архитектура модерна свидетельствует о новизне, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна в отрицании влияния ордерной системы, в виртуозном владении различными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров. Архитектура модерна отразила не только декоративно-пластические искания эпохи, но и изменения, которые были связаны с успехами строительной техники, распространением новых строительных материалов - металла, бетона, железобетона, стекла, керамики, которые предопределили новаторский облик "чистого" модерна.

Новаторами в области модерна выступили бельгийские архитекторы Виктор Орта и Анри ван де Вельде, испанский архитектор Антонио Гауди, шотландский архитектор и художник Чарльз Ренни Макинтош, русские архитекторы Федор Лидваль и Федор Шехтель и др.

Для архитектуры модерна характерно стремление к оригинальности, приводившее к деформации привычных очертаний (изогнутые карнизы, криволинейные формы оконных проемов, мелкая расстекловка окон, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, часто трапециевидные или с закругленными углами и нарядными наличниками, подчеркнутая асимметрия), введение растительного орнамента из плавных, волнистых, текучих линий. Многочисленные декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на "замковых" камнях, ренессансная рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски, башни, шпили.

Модерн завершил творческие поиски ХIХ века и стал основанием для развития архитектуры ХХ столетия. Наступившей эпохе он оставил новые материалы и конструкции, новые представления о форме и пространстве, плоскости и линии.

Начало истории нового стиля соотносится с сооружением в Брюсселе особняка инженера Тасселя по проекту Виктора Орта (1892-1893).

В течение нескольких лет новое направление распространилось по всей Европе, но с ярко выраженными оттенками (творчество А.Гауди в Испании или финских мастеров), творчество Федора Шехтеля в Москве, его "тонкий вкус и смелость", "чопорная изысканность" Федора Лидваля в Петербурге.

Итак, настоящий модерн начинается с особняка Тасселя в Брюсселе. Виктор Орта закончил Брюссельскую Академию изящных искусств, строительную деятельность начал в 80-е годы, преодолевая академическую школу. Особняк Тасселя - небольшая четырехэтажная постройка, втиснутая между соседними зданиями и выходящая на красную линию застройки торцовым фасадом. В постройке этого особняка Орта отказался от ордерного решения. Пространство первых этажей брюссельских домов традиционно просматривалось насквозь: в них устраивали служебные помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот прием, но использовал его иначе. Вестибюль восьмигранной формы, ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и лестницу. Гостиная поднята на пол-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металлическими колоннами. Лестница, ведущая на второй этаж, поражает изяществом изогнутых маршей. Металл для Орта - живой, органичный материал, способный превращаться то в травы, то в цветы, то в струи воды. На колоннах "растут" металлические, прихотливо сплетающиеся ветки и листья. Их окружает тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, яркие краски витражей, геометрический узор мозаичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, разделяющих пространства на зоны. Чудесный мир металла, стекла и света превратил творение Орта в уникальное жилище, удобное и одновременно далекое от реальности. Эти принципы, выработанные в особняке Тасселя, еще более последовательно будут реализованы в следующей замечательной постройке мастера - в особняке Сольве в Брюсселе (1895-1900).

Другое крупное явление, порожденное Бельгией в 90-е годы, - творчество знаменитого мастера Анри ван де Вельде.

Анри ван де Вельде (1863 -1957) был личностью исключительной и одновременно типичной для нового стиля. Начинал он с живописи, пройдя курс в Академии изящных искусств в Анвере, сблизился с импрессионистами, с французскими поэтами-символистами, был под влиянием Морриса, выступал как теоретик, ставя проблемы синтеза искусств, орнамента, нового стиля, и, наконец, обрел себя как мастер архитектуры, проектировщик интерьера, мебели, предметов прикладного искусства, средств декорации и т.д. Анри ван де Вельде был художником, в творчестве которого более всех проявился "глобальный синтез". Речь идет о его собственном доме "Блюменверф", построенном в Уккле, близ Брюсселя, в 1896 году.

Если сама архитектура этого дома, похожего на английский коттедж, еще не очень выразительна и не содержит доминирующих элементов модерна, то все остальное - мебель, различные резные украшения, детали, сделанные из меди, картины, платье жены, созданное по эскизам художника - все подчинено единому ритму, имеет определенный "линейный модуль". Линия ван де Вельде, как и у В.Орта, тоже гнутая, но без лишних узоров, более простая, имеющая "тенденцию выпрямиться". В ней заложена возможность того перехода к новой архитектуре, который произойдет в ХХ столетии.

Помимо архитектурных работ, ван де Вельде занимался рекламными плакатами, книжным оформлением, дизайном интерьера, т.е. был подлинным творцом среды, в которой пребывает человек. Архитектор работал в Германии, в Веймаре, где возглавлял Веймарскую школу искусств и ремесел, и где получил заказ на строительство для нее и Академии художеств. Последней значительной работой ван де Вельде было строительство в 1937 году музея для коллекции живописи и скульптуры, принадлежавшей голландским промышленникам Креллер-Мюллерам. Стиль архитектора в зрелые годы стал лаконичным и функциональным. Последние годы жизни архитектор провел в Швейцарии, умер в возрасте девяноста четырех лет, пережив не только многих коллег, но и свой стиль.

Испанский модерн нашел единственного в своем роде исполнителя в лице Антонио Гауди, в равной степени использовавшего в постройках исторические и природные мотивы.

Модерн в Испании не носил массовый характер, но в этой стране уже в 80-е гг. начал работать гениальный мастер модерна Антонио Гауди (1852-1926).

Над Барселоной высится огромный храм - Саграда Фамилия ("Святое Семейство"). Издали он похож на готический собор, вблизи кажется остатками "кораллового рифа, воспоминанием о морской стихии, некогда царствовавшей здесь". Это удивительное сооружение построено по проекту испанского архитектора Антонио Гауди-и-Корнета. Он отдал ему сорок три года жизни и, не закончив, предоставил коллегам и согражданам завершить его возведение (оно продолжается и поныне).

Гауди был "неожиданностью", своим появлением он как бы нарушал закономерность общего движения. Его манера мало менялась на протяжении развития, а если и менялась, то не в соответствии с общим ходом архитектурной мысли, которая направлялась все к большей конструктивности. Гауди до конца оставался верен себе, однако нельзя считать, что этот замечательный испанский мастер оказывался вне историко-художественных закономерностей. В Испании были сильны традиции готики и барокко, их воспринял Гауди, его ранние работы выдержаны в духе этих традиций, но в тот период (80-е гг.) он был в одиночестве. В некоторых школах модерн "прорывался" благодаря творчеству гениальных мастеров одиночек, которые обгоняли своих современников. Такими мастерами были Врубель в России и Гауди в Испании.

В 1883 г. Гауди познакомился с Эусебио Гуэлем, аристократом и промышленником. Он стал постоянным заказчиком и другом мастера. По его заказу Гауди построил дом в Барселоне - дворец Гуэль (1886-1891 гг.), а в 1900 году, увлекшись идеей культурного преобразования общества, популярной на рубеже веков, задумал построить "город-сад". Строительство "города-сада" оказалось невыгодным делом, вместо города был сооружен парк Гуэль (1900-1914).

"Парк Гуэль - великолепная шутка гения. Гауди все время играет со зрителем, вводя его в заблуждение. То нет опоры под перекрытием, и оно должно упасть, но не падает. То керамические пальмы оказываются колоннами, подпирающими склон холма. Камень становится то цветком, то деревом, а живое дерево похоже на каменную конструкцию...".

В первое десятилетие ХХ в. Гауди, уже чрезвычайно популярный в Барселоне архитектор, работал над двумя крупными заказами - большими доходными домами, которые стали классическими постройками модерна.

Дом Батло (1904-1906) для крупного промышленника Хосе Батло Касанаваса. Снаружи архитектор оформил фасады сложными изогнутыми каменными ограждениями, выступы фонарей и балконов напоминают скелеты фантастических животных или всплески вулканической лавы. Стены облицованы битым стеклом различных оттенков, которые не повторяются. Главный фасад похож на змеиную кожу, это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоминающей чешуйки. Конек крыши топорщится шипами. Дом Батло предстает таинственным живым существом, окаменевшим под действием чар злого волшебника.

Дом Мила (1906-1910) стал последним законченным сооружением Гауди. Волнистые наружные стены определяют свободную планировку, в которой нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров.

Каждая квартира в этом доме уникальна. Строение выглядит глыбой застывшей лавы, в которой вырублены пещеры - окна и балконы. На крыше дома каменные цветы, яркая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое небо Каталонии.

Возведение церкви Саграда Фамилия (1884 - 1926, не закончена) - дело всей жизни Гауди. Постройка была задумана архитектором как своеобразная евангельская энциклопедия из сюжетов и образов Нового Завета, которые дают представления о земной жизни Христа. Главный фасад посвящен Рождеству Богоматери, его врата - основным христианским добродетелям. Шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн - добрые дела, а на их основаниях (базах) - грехи. По мысли архитектора, все фасады должны быть покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца.

У храма три портала и несколько уровней; в композицию включены участки городской застройки, все это воплощено в камне с помощью сложнейших конструктивных решений.

Единственная часть храма, которую успел возвести сам мастер - левая башня западного фасада. Оставленные Гауди чертежи, макеты и выполненные детали сооружения позволили современным архитекторам продолжить и продолжать его дело.

Гауди погиб, когда ему было семьдесят четыре года, но он до самой смерти не изменял стилю, хотя и вносил постоянно новые и новые идеи. Его искусство стало вдохновляющим примером для мастеров - противников конструктивизма. Гауди самый "классичный" и "показательный", "образцовый" мастер модерна. В его творчестве заключен особый дар - "дар понимания спонтанности бытия и вечности движения".

Для того чтобы убедиться в том, что модерну присуще качество "самодвижения формы", можно обратиться и к другим примерам, дающим вариант более спокойного решения композиции и декоративного оформления. Еще пример классического образца модерна - русский модерн, творчество Федора Шехтеля и Федора Лидваля.