Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Основные проблемы и предпосылки стиля модерн

Д.В.Сарабьянов в своей монографии "Стиль модерн" пишет о том, что "если измерять стиль привычными параметрами и критериями, то он - утратился". Неоднократно в литературе отмечали факт стилевого распада, утрату синтеза. Стиль в пластических искусствах, категория формальная, ибо она есть "общность пластического языка, общность художественной формы". Когда мы определяем стиль, мы "измеряем" прежде всего элементы формы. Каждый стиль является местом сосредоточения определенных идей. Они "сопутствуют" стилю, они "управляют" им.

Наследие стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, подлинные художественные открытия, но и свидетельства неразрешенных противоречий, растерянности перед лицом жизненных сложностей и социального прогресса.

Стиль выражается в том, что мы можем "потрогать", а не в том, что мы можем себе "представить". Стиль - это общность формы. За ней или над ней располагаются другие общности и системы: общность мировоззренческая, общности, которые образуются на основе отношения художников к окружающей действительности, на основе единства творческого метода, "жанровой структуры", иконографической общности. Категории стиля - "национальный стиль", стиль эпохи (или исторический стиль, стиль - направление).

Стиль эпохи, или исторический стиль - наиболее классическое выражение. Исторический стиль отмечен единством всех пластических искусств. Присутствие полноценного синтеза искусств всегда считалось критерием высокого стиля - стиля эпохи.

После Ренессанса, утверждает Д.В.Сарабьянов, "европейское искусство делает первые шаги от стиля к стилевым направлениям".

В ХVII в. барокко и классицизм соседствуют друг с другом даже в пределах одной национальной школы. Появление стилевых направлений вместо исторических стилей - свидетельство ослабления стиля. "Стиль - категория надличностная". Художник, когда он начинает свою деятельность вступает в игру, которая ему предложена, он включается в определенное движение. Он может "восстать" против этого движения, "опровергнуть" его своим творчеством. Но он это делает в пределах своего движения, когда он отрицает существующий стиль, он к нему приобщается хотя бы с позиций отрицания. То, что дается художнику в виде стиля или стилевых направлений - предопределено.

Итак, согласно Д.В.Сарабьянову, стиль обладает собственной закономерностью движения. Художник не может не принять его правил. Стиль "любит" проходить свои стадии - "становления, зрелости, упадка" и художник обойти этот закон не может.

В ХХ в. эти этапы ускоряются, "воля художника" более активно воздействует на "волю стиля". Лишь в исключительных случаях в истории искусств стиль создавался волевым усилием конкретных лиц. Таким исключением и был модерн. Возникла эта "воля" к стилю в середине Х1Х века. В то время не было целостного господствующего стиля - стиля эпохи.

Каждый стиль своеобразен, но стиль модерн - особый среди стилей. Все другие стили - категории исторической классификации: романский, готический, барочный, классический стили - были обязаны историческому рассмотрению и анализу, периодизации. Модерн же был как стиль "желаемым, вожделенным, изобретенным".

Обстоятельства, ситуация, сложившаяся во второй половине ХIХ столетия, "истощение" стиля в искусстве этого времени стали одной из причин сознательного, волевого утверждения нового стиля. Его рождала сама действительность, жизнь того времени, новая философия, получившая широкое распространение идея жизнестроения.

"При упоминании о модерне предстают силуэты костюмов и шляп, текучие струящиеся линии дамских платьев, книги и журналы, набранные особым шрифтом с "капризным" очертанием литер, сплетающихся в прихотливый орнамент, рисунок блеклых увядающих лилий и ирисов, покрывающий ткани и обои, афиши театральных спектаклей, художественных выставок, броши в виде стрекоз и т.д.".

В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В.Орта в интерьерах особняка Тасселя.

Модерн всегда отличал особый пластический язык стиля. Произведения модерна - от архитектурных сооружений до ювелирных изделий, афиш и поздравительных открыток - активно вторгались в окружающую среду, не только отражая сложную духовную атмосферу времени, но и заметно влияя не нее.

В 1895 г. ученый и художник Х.Обрист выполнил гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цветка цикламена, эту характерную изогнутую линию окрестили "ударом бича".

Любимые мотивы художников модерна - плавные, текучие линии растительного орнамента, морская волна, томные женские фигуры с распущенными волнистыми волосами, извивами рук, в развивающихся складках одежд.

Ван де Вельде - бельгийский живописец и архитектор стремился выразить свое ощущение этого стиля целостно, во всем, от живописи и графики до проектирования зданий, оформления интерьера, мебели, светильников, посуды, декоративных панно, книжных переплетов и даже собственноручно им выполненного платья для своей жены, гармонирующего со всей обстановкой дома. В дальнейшем это стало главным принципом искусства модерна. Архитекторы задумывали и воплощали свои проекты целиком, вплоть до "последнего гвоздя": дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки, которая неожиданно могла стать главным декоративным акцентом всего ансамбля