Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Русский модерн - Федор Шехтель

В России архитектурный модерн несколько "запоздал" сравнительно с Бельгией, но начался тогда же, когда во Франции и Германии, - во второй половине 90-х годов. Решающая роль принадлежала в его развитии Федору Шехтелю (1859-1926).

Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, оказал неизгладимое воздействие на русскую архитектуру. С одной стороны, в это время радикально изменился облик русских городов: особняки и доходные дома в стиле модерн, деловые и торговые сооружения сообщили новый характер городов, придав им новый масштаб и цветовое решение. С другой стороны, эстетические концепции стиля модерн, новые приемы стилизации, сознательной эстетизации архитектурных форм, во многом предопределили характер таких архитектурных течений этой эпохи, как "неорусский стиль" и "неоклассицизм", а также предвосхитили развитие рационалистических тенденций в архитектуре 1910-1920-х годов. При этом стремление к синтезу искусств, присущее модерну, необычайно расширило арсенал средств выразительности архитектуры, обусловив ее стилистическое единство с более общим "стилем эпохи". Констатируя общность русского модерна со многими явлениями художественной культуры Запада, современники обращали внимание и на ясно выраженные национальные черты. Начать надо с Абрамцевского кружка. Это было артистическое содружество, сложившееся в середине 70-х годов вокруг С.И.Мамонтова, промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека. Взгляд абрамцевских художников на архитектуру отличался не только романтическим восприятием древнего зодчества, но и стремлением возродить те архитектурные формы, которые были утрачены. В абрамцевской церкви Поленова и Васнецова (1881-1882) прослеживается новый архитектурный язык, когда создается целостный поэтический архитектурный образ.

Мамонтов собрал вокруг себя выдающихся художников, таких как И.Я.Репин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, К.А.Коровин, В.А.Серов и др. Каждый из них вносил свой вклад в жизнь "артистической колонии".

Подобно Абрамцеву, на рубеже веков центром возрождения русского искусства стало имение Талашкино под Смоленском, которое принадлежало княгине М.К.Тенишевой, где она организовала художественные мастерские - вышивальную, гончарную, столярную, резьбы по дереву и др., так было положено начало уникальному музею русской старины.

"Здесь впервые проявились те изменения в мышлении, которые подготовили органичный переход русского зодчества к модерну. Абрамцевская тяга к народному творчеству и к его национальной почве часто еще входила в общее романтическое мироощущение членов кружка, питавшееся обостренным чувством поэтических сторон жизни, красоты окружающей природы, величия "вечных" проблем человеческого бытия. Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни, произведения модерна - от архитектурных сооружений до ювелирных изделий, афиш и поздравительных открыток - активно вторгались в окружающую среду, в обыденное сознание обитателей этой среды, не только отражая сложную духовную атмосферу времени, но и заметно влияя на нее".

Если в Европе и Петербурге доходный дом был самым распространенным типом архитектуры нового стиля, то в Москве ведущим остался частный особняк, претерпевший серьезную трансформацию.

Поэзия старинных московских улиц и переулков, отразилась в облике новых сооружений. В одной из первых работ, в которой архитектор начал свой путь к модерну - особняке З.Г.Морозовой в Москве, построенном в 1893 году по заказу С.Т.Морозова, Шехтель смело трансформирует и композиционные и декоративные приемы "готики".

Особняк З.Г.Морозовой, благодаря готическим архитектурным мотивам напоминает сказочный замок. Во многих элементах интерьера и декоративного убранства - мебели, светильниках, решетчатых перилах парадной лестницы - угадываются фантастические существа: драконы, грифоны. По просьбе Шехтеля Михаил Врубель написал для этого особняка несколько панно, сделал рисунки для витражей.

Классическим образцом русского модерна считается особняк коллекционера С.П.Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900-1902 гг. на Малой Никитской улице в Москве.

Каждый фасад этого особняка имеет неповторимый облик: крыльца, балконы, окна - неправильной формы и разного размера. Нежно-жёлтые стены украшены голубовато-сиреневым мозаичным фризом с изображение ирисов. Орнамент решетки ограды состоит из спиралей - декоративный мотив, характерный для стиля модерн.

Интерьер дома также полностью спроектирован Шехтелем. Окна украшены витражами, на полу мозаика, по потолку стелется лепнина. Центральная лестница из искусственного мрамора ведет на верхний этаж. Её перила напоминают морскую волну. Оформление деталей интерьера (дверей, паркета, мебели) тщательно продумано и подчинено общей теме - водной стихии.

В Ярославском вокзале (1902-1904) нашла воплощение тема природы и зодчества Русского Севера. Фасад был оформлен керамическими панно, выполненными в абрамцевской мастерской, интерьер - картинами К.Коровина. В 1901 Шехтель строит особняк Дерожинской, в 1902 году перестраивает Художественный театр. Уже в 1903 году заметны рационалистические тенденции в творчестве архитектора, что связывает его с поздним модерном.

В произведениях Шехтеля особенно ясно проявляются черты архитектурного модерна: живописное равновесие вместо строгой симметрии, свободное построение плана, перетекание внутреннего пространства из одного помещения в другое, построение плана особняка "по вертикали" (особняк Рябушинского), роль лестницы как главной части внутреннего пространства и другие.

В Петербурге господствовала архитектура модерна с классическим уклоном. Наиболее интересными выразителями этой тенденции стали Ф.Лидваль, М. Лялевич, М. Перетяткович.