Blended learning: как смешать форматы обучения

01 августа 2019 года Мир eLearning

Многие опасаются, что быстроразвивающиеся технологии онлайн-обучения заменят живое общение студента с преподавателем. Тут на помощь приходит blended learning.

Онлайн-курсы становятся частью образовательного процесса. Это уже не будущее, а настоящее. Многие опасаются, что быстроразвивающиеся технологии способны совсем заменить работу студента с преподавателем, их живое общение и взаимодействие. Тут на помощь приходит blended learning — концепция, сочетающая в себе лучшее от онлайн-формата и традиционного обучения.

Что такое blended learning?

Модель онлайн-обучения кажется довольно удобной. Зачем тратить время на дорогу в университет, если можно посмотреть видеолекции, затем обсудить вопросы в чате или на форуме, а потом выполнить тестовые задания прямо из дома? Но как оказалось, ни преподаватели, ни студенты не готовы отказаться от реального общения, к тому же признана значимость социокультурного развития как школьников, так и студентов.
В связи с этим появились и термин, и явление blended learning, то есть смешанное обучение. В переводе с английского blend значит «смешивать». Это образовательная концепция, комбинирующая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами.

В чем суть?

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность чередующихся фаз традиционного и электронного обучения.
Как обычно распределяются «силы» в смешанном обучении: в онлайн уходит тестовая проверка знаний, а преподавателю остается работа по определению творческого потенциала студентов. Иногда бывает так: студент изучает видеолекции с помощью онлайн-курса, а с преподавателем встречается на консультациях, где обсуждаются наиболее трудные для понимания вопросы.
Для студентов это удобно тем, что они могут работать в собственном темпе. Несколько раз пересмотреть непонятную им лекцию, если в этом есть необходимость. Также можно несколько раз пройти тест для того, чтобы закрепить знания. Консультации тоже хороши тем, что ей свойственен индивидуальный подход, когда любой обучающийся может задать вопрос преподавателю.
Для преподавателя это удобно тем, что у него освобождается время заниматься только интересными творческими заданиями со своими студентами, а также научной деятельностью.

Какие есть модели blended learning?

  1. Face-to-Face Driver. Основной материал подается на очных занятиях преподавателя со студентами, а онлайн-ресурсы используются лишь для углубленного изучения предмета.
  2. Online Driver. Студенты изучают материал удаленно, то есть проходят дома онлайн-курс — смотрят видеолекции, решают интернет-тесты. Преподаватель устраивает консультации для своих студентов, на которых при необходимости можно встретиться и обсудить сложные вопросы, разобрать трудные задачи.
  3. Flex model. Материал изучается онлайн, но преподаватель внимательно координирует этот процесс: отслеживает сложные для понимания темы, которые впоследствии обсуждаются на очных занятиях.
  4. Rotation model. Очные занятия и онлайн-обучение чередуются в равной степени. Студенты сначала изучают какой-то материал в интернете, а затем другой материал — вместе с преподавателем в аудитории.
  5. Self-blend. Все занятия проходят в традиционном режиме, но те предметы, которыми студенты заинтересуются больше всего, можно дополнительно изучать в онлайн-формате.
  6. Online Lab. Студенты получают знания традиционно, но решают некоторые задачи, ставят эксперименты или выполняют виртуальные лаборатории в интернете причем в стенах своего университета и вместе с преподавателем.

Преимущества blended learning

  1. Вовлеченность в обучение. Сегодняшние студенты хотят не просто учиться, а делать это интересно. Добавление в традиционный образовательный процесс элементов интерактивности за счет онлайн-форматов вовлечет их в занятия.
  2. Индивидуальный подход. Как уже было сказано, онлайн-курсы во многом способствуют индивидуализации процесса получения знаний, когда студент может работать в собственном темпе. Кроме того, онлайн-практики могут раскрыть тех студентов, которые не раскрылись бы на больших потоковых лекциях.
  3. Развитие дисциплинированности и силы воли. Иногда бывает сложно заставить себя учиться самостоятельно. На лекции все проще — пришел в аудиторию, а дальше все идет своим чередом. С онлайн-форматом студент учится самостоятельно распределять свое время, когда видеолекции можно изучать в свободном режиме.
Как к этому относятся преподаватели Университета ИТМО и используют ли они смешанное обучение, читайте здесь
Контакты
Телефон(812) 232-5914
E-mailde@mail.ifmo.ru
Плановое время ответа составляет 1 день