Ликбез: что такое MOOC и какие есть виды онлайн-курсов

06 апреля 2018 года Мир eLearning

Cегодня формат массовых открытых онлайн-курсов является самым популярным в электронном обучении. Давайте разберемся в том, какие бывают МООК.

Для начала стоит рассмотреть понятие MOOC (русск. МООК). Массовый открытый онлайн-курс или massive open online course в первую очередь означает, что курс доступен для широкой аудитории по всему миру. Открытость курса выражается в том, что его, как правило, можно проходить бесплатно. Также важно, что курс имеет тему, структуру, задания, которые необходимо проходить слушателям, а также каждый курс обещает некие результаты обучения, которые должен достигнуть слушатель после прохождения курса.

Считается, что сегодня самыми распространенными являются два вида MOOCs (массовых открытых онлайн-курсов):

  • cMOOCs. Название происходит от английского «connectivity MOOC». Такой онлайн-курс связан с теорией коннективизма. Его основные принципы – массовость, открытая регистрация, доступность данных по завершению курса, равноправие участников: студент и преподаватель – коллеги. Но ставка в таких курсах делается на общение участников. Обучение происходит в связанной онлайн группе, участники которой активно общаются между собой с помощью блогов, социальных сетей, сообществ. Такое обучение объединяет людей со схожими интересами в различных сферах деятельности. Но из минусов таких курсов стоит отметить отсутствие контроля тьютора курса над обучающимися. А из плюсов – это, конечно, поиск единомышленников и социализация слушателей.
  • хMOOCs. Так называют открытые онлайн-курсы больших университетов. Это как раз те курсы, которые предлагает Университет ИТМО. хMOOCs создаются преподавателями университетов, они опираются на университетскую программу, а обучение на курсе проходит согласно четкому графику. Такие курсы очень удобно внедрять в учебный процесс, так как их модель схожа с традиционным обучением. Вообще, они ялвяются более академическими и авторитетными, чем cMOOCs. Есть сроки, есть задания, которые надо выполнять, есть экзамен по окончании курса, и все здесь курируется преподавателем.

Иногда можно встретить другую классификацию:

  • Task-based MOOCs. Эти курсы основаны на задачах, они требуют от обучающихся выполнения определенного вида работ. Task-based MOOCs могут предлагать совместное групповое решение задач или работу над проектом. Для того, чтобы овладеть навыками, которым обещает обучить курс, слушателям необходимо успешно завершить определенное количество заданий.
  • Content-based MOOCs. Это те курсы, над которым работают преподаватели. Эти курсы предполагают традиционный формат оценивания. Получение знаний важно так же, как и выполнение аттестационных заданий.
  • Network-based MOOCs. Здесь цель обучения состоит не только в том, чтобы наполнить курс определенным контентом и дать определенные навыки, но и в том, чтобы получить какой-то профит от общения с другими обучающимися. Это как раз и есть те самые cMOOCs построенные на теории коннективизма и совместного обучения.

Расскажем еще об одной классификации, которая объединяет в себе разные подходы.

МООК можно поделить на синхронные и асинхронные – synchMOOCs и asynchMOOCs. Первые имеют фиксированную дату старта, фиксированные сроки для выполнения заданий и четкую дату окончания. Кто-то считает, что это неудобно, а кто-то полагает, что подобный формат повышает мотивацию и делает более доступным общение слушателей с преподавателями. А вторая группа онлайн-курсов не имеет определенной даты начала и окончания. Конечно, плюс здесь в том, что любой слушатель может присоединиться к курсу в любое время, когда ему будет удобно. А минусом является то, что многие забрасывают курс или пропускают сроки сдачи заданий.

Существуют transferMOOCs. Это обычные лекции с короткими викторинами, домашними заданиями и оценками, которые размещаются на МООК-платформах. А вот madeMOOCs – это специально адаптированные для таких платформ курсы, которые используют более инновационные решения для использования видео, их задания более продуманные, сложные и интерактивные.

Большие возможности предлагают adaptiveMOOCs. Адаптивные МООК используют адаптивные алгоритмы для представления персонализированного обучения, основанного на динамической оценке и сборе данных на онлайн-курсах. Здесь, как правило, не даются плоские линейные структурированные знания и задания, так как все они направлены на конкретного слушателя. Аналитика, полученная в ходе курса, также используется для изменения и улучшения курса в будущем.

Есть groupMOOCs, которые слушатели проходят, объединившись в группы. Есть еще miniMOOCs. Многие, наверное, привыкли проходить длинные растянутые на целый семестр онлайн-курсы. Но есть и более короткие. Это типично для коммерческих курсов. Конечно, не все можно изучить в сжатые сроки, поэтому этот формат в хMOOCs не так распространен.

По материалам: http://donaldclarkplanb.blogspot.ru/2013/04/moocs-taxonomy-of-8-types-of-mooc.html

 

Контакты
ТелефонДанный вид связи недоступен
E-mailde@itmo.ru
Плановое время ответа составляет 1 день