Предыдущий уровень изложения текущего раздела   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Международное сотрудничество в области метрологии, стандартизации и качества продукции

Необходимость международного сотрудничества в области метрологии стала очевидной с развитием научного, культурного и торгового обмена между странами. В 1875 г. по инициативе петербургских академиков Б. С. Якоби, О. В. Струве и Г. И. Вильда в Париже "для обеспечения международного единства и усовершенствования метрической системы" была подписана Метрическая конвенция, в соответствии с которой международное сотрудничество подписавших ее государств устанавливалось путем:

МБМВ, находящееся в Севре (близ Парижа), занимается:

МКМВ на своих ежегодных заседаниях рассматривает текущие вопросы деятельности МБМВ. Начиная с 19 27 г., при МКМВ создаются консультативные комитеты, координирующие, каждый в своей области, международные работы и вырабатывающие рекомендации по изменению определений и размеров единиц физических величин*, которые МКМВ может принимать непосредственно или выносить на утверждение Генеральной конференции по мерам и весам в целях обеспечения унификации единиц. Генеральная конференция является высшим руководящим органом, определяющим долговременную научную политику стран, подписавших Метрическую конвенцию, и принимающим на международном уровне все принципиальные решения в области единиц физических величин и их эталонов. С 1875 г. она созывалась 17 раз. Последняя, XVII ГКМВ состоялась в октябре 1983 г.

В 1933 г. советская делегация на Генеральной конференции по мерам и весам предложила распространить международное сотрудничество на область изготовления и применения средств* измерений. После большой подготовительной работы в 1956 г. была подписана межправительственная конвенция об учреждении Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Целью этой организации является унификация законов, правил и инструкций в сфере деятельности метрологических служб государств-членов МОЗМ, т. е. обеспечение единства измерений в международном масштабе законодательным путем, что дает возможность установить взаимное доверие к результатам всех видов измерений в странах-партнерах по торговле, производству и научному обмену, избежать непроизводительных расходов на перепроверку технических характеристик сырья, материалов и изделий. МОЗМ разрабатывает международные рекомендации по терминологии, методам измерений, правилам испытаний и поверки средств измерений, всем видам нормативно-технических документов*, регламентирующих передачу информации о размере единиц физических величин от их эталонов средствам измерений.

Структура МОЗМ аналогична структуре Международной организации стран, подписавших Метрическую конвенцию. Международное бюро законодательной метрологии (МБЗМ) находится в Париже. Его деятельностью руководит Международный комитет законодательной метрологии (МКЗМ), собирающийся ежегодно. Раз в 4...6 лет созываются Международные конференции по законодательной метрологии, в которых участвуют полномочные представители всех стран-членов организации. Разработкой конкретных рекомендаций занимаются секретариаты-докладчики (СД) по планам и под контролем секретариатов-пилотов (СП), согласовывающих эти рекомендации со всеми странами-членами МОЗМ. Согласованные рекомендации представляются в МОЗМ и затем утверждаются Международной конференцией.

МОЗМ тесно сотрудничает с ИСО - Международной организацией по стандартизации, созданной в 1946 г. на совещании представителей 25 стран (в том числе СССР) в Лондоне. Целью ИСО, согласно второй статье Устава, "является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности". В качестве неправительственной организации ИСО пользуется консультативным статусом ООН и является крупнейшей международной организацией, ведущей работу в области стандартизации по очень широкому кругу вопросов.

Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная Ассамблея - полномочное собрание делегатов, созываемое один раз в три года. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи организацией руководит собирающийся ежегодно Совет. Текущую административно-техническую работу выполняет Центральный секретариат в Женеве (Швейцария). Практическая работа по стандартизации ведется в технических комитетах (ТК) сферы деятельности которых разграничены.

Стандартизация - гораздо более широкое понятие, чем регламентация метрологической деятельности.

Под стандартизацией согласно определению, принятому ИСО в 1962 г., понимается работа по установлению и применению правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии, принимая во внимание рабочие условия и требования техники безопасности.

Основным видом работы технических комитетов является разработка, согласование и представление на утверждение Совета проектов международных стандартов, которые имеют рекомендательный характер. В настоящее время их насчитывается несколько десятков тысяч. Для непосредственной разработки проекта международного стандарта в ТК создаются подкомитеты и рабочие группы.

Стандартизацией в области метрологии занимаются следующие технические комитеты ИСО: ИСО/ТК 12 "Величины, единицы, обозначения, переводные коэффициенты и таблицы", ИСО/ТК 28 "Нефтепродукты", ИСО/ТК 30 "Измерение расхода жидкости в закрытых каналах", ИСО/ТК 43 "Акустика", ИСО/ТК 57 "Метрология и свойства поверхности", ИСО/ТК 112 "Вакуумная техника", ИСО/ТК 113 "Измерение расхода жидкости в открытых каналах", ИСО/ТК 158 "Анализ газа". Число технических комитетов непрерывно увеличивается, иными словами, увеличивается количество областей, охватываемых международной стандартизацией.

В некоторых направлениях стандартизация развивается автономно. Так, например, в области электротехники и электроники с 1904 г. международные рекомендации по стандартизации вырабатывает Международная электротехническая комиссия (МЭК). Россия вступила в МЭК в 1911 г., а Советский Союз стал ее членом в 1921 г. Участие СССР в МЭК направлено на согласование требований стандартов МЭК с требованиями отечественной нормативно-технической документации путем внедрения показателей стандартов МЭК в национальные стандарты и введения требований отечественной нормативно-технической документации в документы, разрабатываемые МЭК.

Структура МЭК (Совет, технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы) аналогична структуре ИСО. Центральное бюро находится в Женеве. В 1976 г. между МЭК и ИСО подписано соглашение, в соответствии с которым обе международные организации признаются независимыми в организационном и финансовом отношении и сотрудничают на добровольных началах. Сферы влияния разграничены областями техники, входящими в их компетенцию. ИСО занимается стандартизацией во всех отраслях экономики, промышленности и техники, за исключением электротехники и электроники, которые входят в компетенцию МЭК. По общим вопросам стандартизации ИСО и МЭК выступают согласованно.

Необходимо подчеркнуть, что хотя международные стандарты не являются обязательными, они отражают интересы большинства стран и поэтому принимаются за основу при разработке национальных стандартов, обеспечивая тем самым конкурентоспособность товаров на мировом рынке. Промышленно развитые страны прилагают значительные усилия к тому, чтобы использовать международную стандартизацию для получения преимуществ в торговле. Если той или иной стране удается в основу международного стандарта положить свой национальный стандарт, она освобождается от необходимости перестраивать производство в соответствии с рекомендациями международного стандарта, что неизбежно связано с дополнительными капиталовложениями и повышением себестоимости продукции.

Помимо ИСО и МЭК рекомендации по стандартизации, но в более узких областях, разрабатывают и некоторые другие международные организации, например, Международная комиссия по освещению (нормы освещения дорог, улиц, школ, театров и промышленных зданий); Международная комиссия по большим плотинам (рекомендации по заполнителям для гидротехнических бетонов и пластификаторам); Международная межправительственная морская консультативная комиссия (международные соглашения по правилам перевозки грузов различного типа, правилам перевозки опасных грузов, правилам определения остойчивости судов, их тоннажа) и др. По примерным подсчетам, из общего числа четырех с лишним тысяч международных и региональных организаций, функционирующих в современном мире, более 350 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации. Советский Союз принимает активное участие в работе Международной комиссии по радиационным единицам и измерениям (МКРЕ), Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной конфедерации по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО) и, в частности, (в ТК 8 "Метрология").

Примером региональной организации, придающей метрологии первостепенное значение, является созданная в 1957 г. Европейская организация по контролю качества (ЕОКК). В задачи ЕОКК, объединяющей 17 стран Европы, входит разработка, пропаганда и совершенствование методов и средств контроля с целью повышения качества изделий, снижения их себестоимости, повышения производительности труда, разработка научных основ проблемы качества, надежности и долговечности. Для решения этих задач ЕОКК организует ежегодные научно-технические конференции, проводит семинары, наряду с постоянными техническими комитетами создает специальные комитеты и секции, издает журналы, в том числе ежеквартальный журнал "Качество", труды конференций, организует курсы обучения специалистов и т. д. СССР является членом ЕОКК с 1967 г. В 1971 г. в Москве под девизом "К высшему качеству - через стандарт" состоялась XV конференция ЕОКК при участии 24 стран. Конференция явилась большим вкладом в дело улучшения качества продукции и сыграла важную роль в развитии науки об управлении качеством в СССР. 1-й симпозиум ЕОКК по метрологии состоялся в 1984 г. в г. Львове. На этом симпозиуме по решению Совета ЕОКК создан постоянный Технический комитет по метрологии.

В настоящее время достигнута предварительная договоренность между ЕОКК, Американской ассоциацией по контролю качества и Японским союзом инженеров и научных работников о создании Международной Ассоциации качества. Задача этой организации будет состоять в контроле качества изделий в мировом масштабе.

Примером социалистической экономической интеграции на региональном уровне служит Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его цель согласно первой статье Устава, заключается в том, чтобы содействовать планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда и подъему благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Основными органами СЭВ являются Совет, Исполнительный комитет, комитеты и постоянные комиссии, секретариат. Высший орган СЭВ - сессия Совета, созываемая не реже одного раза в год, в работе которой участвуют правительственные делегации стран-членов СЭВ. Исполнительный комитет (главный исполнительный орган Совета) состоит из представителей всех стран-членов СЭВ и руководит работами, связанными с реализацией решений сессии Совета. Постоянные комитеты и комиссии Совета организуют многостороннее экономическое и научно-техническое сотрудничество в отдельных отраслях народного хозяйства. Секретариат, являясь экономическим и исполнительно- административным органом, организует подготовку заседаний органов СЭВ, проводит экономические исследования, осуществляет учет выполнения рекомендаций и решений органов Совета, подготавливает и публикует информацию по вопросам научно-технического сотрудничества стран- членов СЭВ.

Главной формой экономического сотрудничества и основным видом деятельности СЭВ является координация планов развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. 25-я сессия СЭВ в 1970 г. приняла "Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ" на ближайшие 15... 20 лет. Комплексной программой и долгосрочными целевыми программами сотрудничества, являющимися ее развитием и конкретизацией, определены согласованная стратегия и главное содержание сотрудничества стран-членов СЭВ на длительную перспективу (до 1990 г.). Важная роль при этом отводится стандартизации.

Стандартизация в рамках СЭВ представляет собой планомерный процесс установления и применения, согласованных между странами СЭВ и утвержденных соответствующими органами СЭВ правил, требований и норм, направленных на создание научно обоснованной нормативно-технической базы для эффективного осуществления всех форм сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. Она рассматривается как нормативно-техническая основа экономического и научно-технического сотрудничества (в том числе в области метрологии), как необходимый элемент механизма управления процессами социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. Стандартизация в рамках СЭВ призвана обеспечивать увязку технических норм и требований к продукции, являющейся предметом взаимной торговли, гарантировать высокое качество продукции (с целью повышения ее конкурентоспособности), создавать необходимые предпосылки для углубления и расширения международного социалистического разделения труда и его высшей формы - специализации и кооперирования производства, обеспечивать постепенное выравнивание уровней технических норм и требований, устанавливаемых стандартами стран-членов СЭВ, создавать необходимые предпосылки для ускоренного внедрения в народное хозяйство стран СЭВ новейших достижений науки и техники. В конечном итоге стандартизация в рамках СЭВ направлена на достижение всеми странами СЭВ наивысшего научно-технического уровня промышленных изделий и внедрения в производство наиболее прогрессивных технологических процессов.

Комплексная программа поставила задачу разработки нормативно-технических документов СЭВ по стандартизации, определяющих технические характеристики и показатели качества продукции, с целью их обязательного применения во всех формах сотрудничества стран СЭВ. 28-я сессия СЭВ в Софии в июне 1974 г. утвердила Положение о стандарте СЭВ и одобрила Конвенцию о применении стандартов СЭВ. Стандарт СЭВ представляет собой нормативно-технический документ, фиксирующий результаты конкретной деятельности органов СЭВ по стандартизации, выполненный на основе современных достижений науки, техники и передового практического опыта, разработанный и утвержденный в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о стандарте СЭВ. Он является основным нормативно-техническим документом по стандартизации в рамках СЭВ и предназначен как для нормативно-технического обеспечения соответствующих задач углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, так и для дальнейшего развития научно-технического прогресса каждой из стран СЭВ. Стандарты СЭВ не стоят над национальными стандартами стран-членов СЭВ, а являются нормативно-техническими документами, отражающими общие интересы броских стран, направленные на эффективную реализацию Комплексной программы и долгосрочных целевых программ сотрудничества.

Стандарты СЭВ являются документами обязательного и прямого (непосредственного) применения в договорно-правовых отношениях стран СЭВ и в их народном хозяйстве. Эта обязательность не вытекает из Устава СЭВ, согласно которому органы СЭВ могут принимать только рекомендации (кроме организационных и процедурных вопросов), а из международного договора -Конвенции о применении стандартов СЭВ. В Советском Союзе, например, издано постановление Совета Министров СССР от 21 марта 1975 г. "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской стороны, вытекающих из Конвенции о применении стандартов СЭВ". Постановлением предусмотрено, что с 1 апреля 1975 г. стандарты СЭВ являются обязательными и действуют наравне с государственными стандартами СССР.

Под обязательным и прямым (непосредственным) применением стандартов СЭВ в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами - участницами конвенции понимается обязательное применение стандартов СЭВ на объекты сотрудничества путем ссылки на них в документах, определяющих договорно-правовые отношения (соглашения, договоры, контакты). Под договорно-правовыми отношениями понимаются, как указано в конвенции, отношения, возникающие в процессе осуществления многостороннего и двустороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран-участниц конвенции и их хозяйственных организаций на основе соглашений, договоров, контрактов по специализации и кооперированию производства, взаимным поставкам и торговле между этими странами, научно-исследовательским, проектно-конструкторским и экспериментальным "работам, подрядным, строительным, монтажным, транспортно-экспедиционным услугам и другим соответствующим отношениям, возникающим в процессе сотрудничества. Обязательность и прямое применение стандартов СЭВ, устанавливающих высокие показатели качества продукции с учетом лучших мировых образцов и создающих нормативную основу экономического и научно-технического сотрудничества стран СЭВ, открывают широкую перспективу для расширения и укрепления интеграционных процессов между странами социалистического содружества.

Под применением стандарта СЭВ в народном хозяйстве стран-участниц конвенции понимается непосредственное использование его в качестве национального стандарта без изменений и переоформлений или введение стандарта СЭВ в национальные стандарты, как принято в СССР, при полном соответствии показателей национальных стандартов показателям стандарта СЭВ .

При этом страны - участницы конвенции вправе устанавливать в национальных стандартах более высокие показатели качества изделий по сравнению с показателями качества стандартов, СЭВ при сохранении требований взаимозаменяемости и технической совместимости. Применение стандартов СЭВ в народном хозяйстве стран - участниц конвенции непосредственно в качестве национальных стандартов позволяет отказаться от разработки аналогичных национальных документов. Это дает возможность не только сократить расходы на разработку государственных стандартов, но и, что очень важно, ускорить внедрение передового опыта в производство.

Задачи по стандартизации сформулированы во многих разделах Комплексной программы. Кроме того, им посвящен специальный девятый раздел программы "Сотрудничество в области стандартизации". Решением этих задач и разработкой стандартов СЭВ занимаются отраслевые постоянные комиссии, Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации, образованная 18-й сессией СЭВ в 1962 г., Институт СЭВ по стандартизации, созданный в том же году, и отдел стандартизации Секретариата СЭВ. В Заявлении об основных направлениях дальнейшего развития и углубления экономического и научно -технического сотрудничества стран-членов СЭВ, принятом в 1984 г. на Экономическом совещании стран-членов СЭВ на высшем уровне, было признано необходимым усилить сотрудничество в области стандартизации.

Комплексная программа стала мощным стимулом развития и совершенствования сотрудничества стран СЭВ в области метрологии.

В п. 8 разд. 9 программы предусмотрено решение широкого круга задач, направленных на создание единой системы эталонов СЭВ: проведение взаимных сличений национальных эталонов; создание системы стандартных образцов и материалов; унификация норм точности и методов учета количества сырья, материалов и продукции; совместное проведение научно-исследовательских работ по повышению точности эталонов СЭВ до современного мирового уровня, по разработке высокоточных уникальных измерительных установок и использованию их странами-членами СЭВ; унификация нормативно-технической документации по поверке и испытанию измерительных приборов с целью обеспечения взаимного признания странами-членами СЭВ результатов поверки и клеймения приборов в отдельных странах СЭВ; решение правовых и финансовых вопросов, связанных с развитием метрологических работ в рамках СЭВ.

Принимая во внимание роль метрологии во всех сферах деятельности социалистических стран, а также в целях успешной реализации задач, вытекающих из Комплексной программы, Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации в декабре 1971 г. на своем 29-м заседании постановила создать в рамках комиссии секцию по метрологии. В состав секции вошли представители стран-членов СЭВ на уровне руководителей их метрологических организаций. Представитель СССР является постоянным председателем этой секции.

Секция проводит работу в соответствии с планом Постоянной комиссии и на своих заседаниях, которые проходят, как правило, два раза в год, рассматривает результаты законченных научных исследований, одобряет проекты нормативно-технических и методических документов, проекты документации на эталоны и стандартные образцы СЭВ, отчеты по сличениям национальных эталонов, проекты годовых и перспективных планов разработки стандартов СЭВ по (разделу "Метрология"), а также вопросы, связанные с реализацией Комплексной программы, совершенствованием сотрудничества и повышением эффективности всех видов деятельности в области метрологии. Рабочими органами секции являются совещания специалистов, проводимые в странах-членах СЭВ в соответствии с графиком, утвержденным комиссией, а также рабочая группа по проблеме создания системы стандартных образцов веществ и материалов, образованная ввиду специфики и большого объема работ по этому направлению. В международном сотрудничестве по тематике секции принимает активное участие большинство метрологических институтов СССР..

Совершенствование эталонной базы каждой из стран-членов СЭВ, создание единой системы эталонов СЭВ - одно из главных направлений сотрудничества в области метрологии, предусмотренных Комплексной программой. Система эталонов СЭВ представляет собой совокупность эталонов СЭВ в различных областях измерений, используемых на основе согласованных правил их применения, хранения, совершенствования. Работы по созданию эталонов СЭВ в соответствии с Комплексной программой начаты в 1971 г. В 1972 г. утверждено Положение о метрологическом статусе эталонов СЭВ. Этот документ определил назначение эталонов СЭВ и их роль по отношению к национальным эталонам, порядок создания, хранения и применения. Основное назначение эталонов СЭВ - согласование размеров единиц, воспроизводимых и хранимых национальными эталонами стран-членов СЭВ. В качестве эталона СЭВ может быть принят: один из национальных эталонов стран-членов СЭВ; специально созданный эталон; групповой эталон, в состав которого входят два или более национальных эталонов СЭВ, воспроизводящих и хранящих единицу физической величины в определенном диапазоне значений. Для развития эталонной базы СЭВ создано научно- производственное объединение "Интерэталонприбор".

18 декабря 1985 г. на 41-м (внеочередном) заседании сессии СЭВ принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г., в которой определены пять приоритетных направлений: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, новые материалы и технологии их производства и обработки, ускоренное развитие биотехнологии. Реализация программы предусматривает совместные работы стран-членов СЭВ по нормативно-техническому и метрологическому обеспечению этих направлений, включая разработку необходимых стандартов СЭВ, правил, методов и средств измерений, соответствующих наивысшему мировому уровню. В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г." записано: "Расширять стандартизацию и унификацию в рамках СЭВ". Стандартизация в области метрологии должна обеспечить создание научно обоснованной системы нормативно-технических документов, являющейся частью общей системы нормативно-технической документации СЭВ по стандартизации. В то же время между Секретариатом СЭВ и центральным секретариатом ИСО достигнута договоренность о взаимовыгодном сотрудничестве. Это открывает возможность международной гармонизации стандартов, рекомендованной Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанным в Хельсинки 1 августа 1975 г. Работа в этом направлении активно ведется всеми международными, региональными и национальными организациями по стандартизации.