Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень:


Как кривая Филлипса увязывает между собой инфляцию и безработицу

Количественная связь между безработицей и инфляцией нашла отражение в кривой Филлипса.

В 1958 г. А. Ф. Филлипс опубликовал статью «Соотношение между безработицей и степенью изменения денежной заработной платы в Великобритании 1862-1957 г.». Обработав статистический материал почти за сто лет, он установил определенную зависимость между двумя названными переменными. На графике эта зависимость принимает форму кривой, которая была названа кривой Филлипса.

В основе лежит теоретическая гипотеза о том, что когда спрос на товары превышает предложение, то цены на них растут, причем темп роста тем выше, чем больше превышение спроса над предложением. Когда же спрос на товары ниже предложения, то цены падают, и темп их снижения тем значительнее, чем больше предложение превышает спрос.

Применение этой гипотезы к рынку труда означает, что, когда спрос на рабочую силу растет и нет безработицы, то заработная плата повышается (под давлением профсоюзов). Если же предложение рабочей силы превышает спрос на нее, цена рабочей силы падает, и рабочий вынужден соглашаться на более низкую заработную плату, которую ему предлагают. Графически эта зависимость Имеет вид (рис. 7.2.3)

В точке А показатели безработицы высокие при низких темпах роста номинальной заработной платы, в точке В безработица значительно сократилась при росте ставки заработной платы. При уровне в 5,5% по мнению Филлипса, денежная заработная плата остается неизменной.

Последователи Филлипса заменили на графике ставку заработной платы уровнем цен. Если предположить, что ставка заработной платы и уровень цен имеют одинаковые темпы изменения, то кривая будет показывать обратную взаимосвязь между темпами инфляции и нормой безработицы.

Кривая дает упрощенную однофакторную модель инфляции, определяя ее как функцию от безработицы. Она показывает, что безработица ограничивает возможности роста заработной платы, а, следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен.

В 60-х годах кривая Филлипса рассматривалась как набор альтернативных вариантов инфляции и безработицы, из которых государственные деятели могли выбирать.

Если принять точку Е за естественный уровень безработицы (рис. 7.2.4), то правительство может выбрать низкий уровень инфляции при высокой безработице, точка E1, или наоборот, высокую безработицу при низком уровне инфляции, точка Е2, или какой-то другой вариант.

Реальная экономическая ситуация в США в 1961 г. описывалась кривой Филлипса, ибо при 7 безработицы инфляция составляла менее 2. В течение последующих 8 лет правительство проводило денежную и фискальную политику, стимулирующую экономический рост. В результате безработица к 1966 г. сократилась до 4% и сохранилась на этом уровне в течение нескольких последующих лет. Сверхзанятость сопровождалась ростом инфляции.

Монетаристы считают, что кривая Филлипса достоверно описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, где она позволяет сделать вывод, что невозможно достичь полной занятости без инфляции.

Экономика России с 1992 г. находится в состоянии стагфляции, т. е. спад производства сочетается с инфляцией и ростом безработицы... Цены к октябрю 1995 г. выросли по сравнению с декабрем 1990 г. в 4658 раз, а число безработных в 1995 г. 6040 тыс. человек.

Насколько применима теория Филлипса к ситуации в России? По оценке специалистов института системного анализа РАН, в 1992 г. инфляция на 48 была вызвана неэквивалентной внешней торговлей и вывозом капитала, на 24 - эмиссией рубля в странах рублевой зоны и кредитами этим странам и лишь на 23% - дефицитом государственного бюджета и эмиссией ЦБ РФ. Во второй половине 1993-1994 г. степень монетарности российской инфляции и ее связь с занятостью выросли, но не стали доминирующими. Все это свидетельствует о том, что безработица и инфляция в России мало связаны друг с другом. Поэтому вполне реальна антикризисная программа, сочетающая в себе пути снижения и инфляции, и безработицы, а что касается теории Филлипса, то здесь применима теория не для короткого, а для длительного периода.

Социально-экономические последствия безработицы

Реально существующий уровень безработицы всегда отличается от естественного уровня. В период экономических подъемов он ниже естественного уровня, а в период рецессий выше. Этот разрыв характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Наличие конъюнктурной безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных возможностей страны, т. е. происходит разрыв между реально произведенным и потенциально возможным ВНП. Чем выше конъюнктурная безработица, тем больше этот разрыв.

Потенциальный ВНП определяется исходя из предположений, что в обществе существует естественный уровень безработицы и «нормальные» темпы экономического роста.

Зависимость между уровнем конъюнктурной безработицы и потерей части ВНП сформулировал американский экономист Артур Оукен (1925-1980 г.). Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП. Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1, то потери ВНП составят г (эта величина в работах различных экономистов колеблется от 2,5 до 3).

Это отношение 1:2,5 есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП. Оно позволяет вычислить абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы.

Например, в 1983 г. в США уровень безработицы составлял 9,5, что на 3,5 выше естественного уровня. Умножив эти 3,5 на коэффициент Оукена, получается, что отставание реального объема ВНП от потенциального составило 8,75. Номинальный объем ВНП в 1983 г. составлял 3300 млрд.дол. В результате несложных арифметических действий (3300 х 8,75) выясняется, что общество недополучило продукции почти на 290 млрд. дол. В действии закона Оукена есть и вторая сторона: ежегодный прирост реального ВНП на уровне приблизительно 2,7% удерживает безработицу на постоянном уровне. Каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2 процентных пункта вызывает рост безработицы на 1 процентный пункт.

Численность рабочей силы ежегодно увеличивается, растет ее производительность. Вследствие этого ежегодно необходимо от 2,5 до 3 прироста ВНП расходовать на то, чтобы удержать безработицу на прежнем уровне, а ее снижение по сравнению с уровнем данного года потребует значительного прироста ВНП.

Предположим, что уровень безработицы в данном году составляет 8, а правительство через год предполагает снизить его до 6. Это значит, что необходимо довести темп прироста ВНП в текущем году до 6,7. Из них 2,7 пойдут на то, чтобы удержать безработицу на прежнем уровне и еще 4 для того, чтобы сократить безработицу на 2. Фактически такой рост наблюдался в США в 1984 г. Темпы роста ВНП составили 6,8, а норма безработицы действительно упала до 2.

Наряду с чисто экономическими безработица имеет социально-психологические и политические последствия. Вынужденная бездеятельность лишает индивида дохода, снижает совокупный доход семьи. Если человек длительное время не имеет работы, он теряет свою квалификацию, у него появляется чувство полной бесполезности. Ухудшаются отношения в семье, некоторые семьи распадаются. Все это приводит к нервным и психическим расстройствам, упадку моральных устоев, росту смертности.

Массовая безработица приводит к социальным взрывам, политическим переменам. Классическим примером таких перемен является «новый курс» в США, вызванный депрессией 30-х годов. В 1933 году в разгар Великой депрессии каждый пятый американец не имел работы. «Новый курс» был революцией в американском политическом и экономическом мышлении.

Результатом Великой депрессии в Германии был приход к власти Гитлера.

В послевоенный период высокий уровень безработицы приводит к массовым выступлениям против правительства, выдвигаются требования об отставке правительства.

Исходя из этого система целей антикризисного регулирования рынка труда в России включает две группы задач. На долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию массовой потенциальной и частичной безработицы с ее последующим сокращением. На краткосрочную и среднесрочную перспективу воспрепятствовать массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой) безработицы.