![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|
![]() |
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену* .
Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:
На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля, возрастает до 2% это никак не повлияет на рыночную цену.
Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой,* так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.
Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса - горизонтальная линия (Рис.87).
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее.
Возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса, которая рассматривалась во второй главе данной книги?
Кривая спроса на рынке действительно имеет отрицательный наклон, когда рассматриваются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (Рис.88).
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Но при любой цене, превышающей P0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше P0. Поэтому при выборе объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль фирма будет рассматривать свой выпуск, как величину постоянную.
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
Чисто конкурентные рынки решают две задачи:
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал.
Группы покупателей, действующие сообща, могут воздействовать на цену, и рынок из совершенно конкурентного превращается в несовершенно конкурентный.