Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Контроль

       Контроль можно определить как процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации. В функцию контроля входят учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработка мероприятий для достижения поставленных целей. Появление отклонений в деятельности организации от плана может потребовать срочных решений, что осуществляется через рассмотренную функцию координации и регулирования.

       Таким образом, место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.

       Контроль позволяет видеть всю действительную картину состояния производства. И потому от его эффективности в конечном счете зависит качество принимаемых решений и своевременное их выполнение.

       Прежде всего выделим два типа контроля - стратегический (или управленческий) и тактический (или административный).

       Стратегический, или управленческий, контроль направлен на решение стратегических задач и тесно связан, естественно, со стратегическим планированием* и управлением.*

       Тактический, или административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ, планов.

       Выделяют также предварительный, текущий и заключительный контроль в организациях.

       В литературе существует целый ряд подходов к выделению форм контроля. Так, например, выделяют четыре формы: контроль финансовых ресурсов, контроль материальных ресурсов, контроль человеческих ресурсов и контроль информационных ресурсов.

       Некоторые авторы выделяют следующие формы контроля: производственный контроль: управление запасами, контроль качества, финансовый контроль[ ].

       Кроме того, выделяют и такие виды контроля, как финансовый, качества продукции, ценообразования, административный (текущий) [ ]. Здесь присутствуют как функциональный, так и ресурсный подходы. Естественно, каждая методика при определенном подходе правомерна, но, на наш взгляд, они страдают некоторой узостью, однобокостью. Поэтому наряду с вышеуказанными типами контроля следует выделить следующие формы контроля: финансовый, производственный, маркетинговый и контроль качества продукции.

       Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам. Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации - производство, маркетинг и непосредственно самоуправление. Он включает в себя бюджеты, анализ рентабельных и анализ относительных показателей и отдачу инвестиций.

       Производственный контроль включает в себя шесть функций:

  1. Маршрутизация, то есть последовательность операций.
  2. Нагрузка, то есть распределение работ.
  3. Производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция.
  4. Предварительная оценка стоимости выполнения работы.
  5. Диспетчирование - процесс текущего упорядочения работы.
  6. Отправка, завершающаяся деятельность, в которой проверяется выполнены ли планы.

       Маркетинговый контроль базируется на:

       Контроль качества, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших критериев конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.

       Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть сведен к трем этапам:

  1. Установление норм (стандартов).
  2. Измерение соответствия выполнения этим нормам.
  3. Коррекция отклонения от норм и планов.

       Более подробно этот процесс представлен на рис. 3.15.

Рис. 3. 15. Контур обратной связи управленческого контроля.

       Система контроля организации, для того чтобы быть эффективной, должна соответствовать ряду требований[ ].

  1. Контроль должен быть всеобъемлющим. Он не является прерогативой какого-то отдельного менеджера*. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если этого ему не поручали.
  2. Контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным. Главным в контроле является вопрос, что, а не как контролировать. Он должен быть операционным.
  3. Контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления. Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем эффективней он является.
  4. Система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок.
  5. Контроль должен быть непрерывным во времени.

       В соответствии с указанными требованиями получила развитие система контроля, которая имеет название "Контроллинг". Суть этой системы, как и маркетинга, заключается в умении мыслить с позиций клиента. Контроллинг как целостная система ориентирована на выявление всех шансов и рисков организации как внешнего, так и внутреннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели.

       Рассмотрев современную систему организации управления внешнюю и внутреннюю среду организации и функции менеджмента*, можно сделать выводы о том, что же представляет собой отличный менеджмент. Обследовав 62 компании, известные отличным менеджментом, были найдены восемь признаков, которые присутствовали в каждом случае [ ].

  1. Склонность к действию. В отлично управляемых компаниях особое внимание придают действию. Они составляют планы, но не такие, которые способны их уничтожить. Например, Проктер и Гэмбл перечень новых продуктов ограничивают только одной страницей.
  2. Простые структуры и небольшая численность. Хотя все компании, которые изучались, были большими, их подразделения были организованы по принципу "чем меньше, тем лучше".
  3. Близость к потребителю. В некоторых фирмах забота о потребителях граничит с фанатизмом.
  4. Производительность через людей. Компании признают, что люди (не оборудование и технология) - вот ключ к производительности.
  5. Автономия, поощряющая предпринимательство. Хорошо управляемые компании заинтересованы в том, чтобы не только высшие эшелоны управления искали удачные возможности. Менеджеры* отдельных подразделений свободны в развитии таких возможностей.
  6. Упор на основные ценности бизнеса. Стратегия* каждой компании ориентирована на основную ценность, которая соответствует стилю бизнеса компании: сервисное обслуживание (у ИБМ), идеи и производительность. Эта установка пронизывает компанию на всех уровнях.
  7. Делать то, что знаешь лучше всего. Никогда не занимайтесь тем бизнесом, в котором вы не знаете, что делать.
  8. Одновременно мягкий и жесткий контроль. Хорошо управляемые фирмы выбирают несколько ключевых параметров и жестко их контролируют, разрешая гибкость в других местах. Попытка контролировать слишком много параметров сразу ведет к развалу.

       Хотя при анализе фирмы сосредоточились на больших компаниях, но эти восемь пунктов применимы и к малым фирмам.

  1. Главное - не зарываться в бумагах, а действовать.
  2. Не усложнять структуры.
  3. Контактировать с людьми.
  4. Люди - ключ к производительности.
  5. Необходимо дать возможность подчиненным быть создателями.
  6. Делать упор на несколько основных ценностей.
  7. Делать то, что знаешь лучшим образом.
  8. Контролировать, но не давить.

       Эти основные правила будут служить как руководителю мелкой фирмы, так и президенту крупной корпорации.