![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|
![]() |
Для поддержания устойчивости банковской системы страны правительство требует от всех коммерческих банков и сберегательных учреждений, открывающих текущие счета, иметь установленные законом резервы RR (required reserves - «обязательные резервы»). Эти страховые резервы банки обязаны хранить на счете в Центральном банке, который и устанавливает нормы обязательного резервирования в зависимости от вида и величины вкладов. (Обычная норма RR от 10 до 20%.) В принципе эти резервы не предназначены для спасения банков, оказавшихся в критической финансовой ситуации. Во-первых, их недостаточно для таких ситуаций. Во-вторых, требование хранить часть привлеченных средств в Центробанке на беспроцентных счетах служит для контроля за способностью коммерческих банков выдавать ссуды своим клиентам и возвращать долги.
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб |
1 | Ссуды организациям и населению | 350 | 1 | Наличные деньги в обращении | 80 |
2 | Ссуды правительству | 120 | 2 | Вклады населения | 290 |
3 | Золото и иностранная валюта | 0 | 3 | Средства предприятий и организаций | 90 |
4 | Средства госбюджета | 10 | |||
ИТОГО | 470 | ИТОГО | 470 |
Таблица 2. Отражение в балансе Госбанка операций, не меняющих денежную массу в обращении
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб |
1 | Ссуды организациям и населению | 350 | 1 | Наличные деньги в обращении | 85 (80+10-5) |
2 | Ссуды правительству | 120 | 2 | Вклады населения | 295 (290+5) |
3 | Золото и иностранная валюта | 0 | 3 | Средства предприятий и организаций | 80 (90-10) |
4 | Средства госбюджета | 10 | |||
ИТОГО | 470 | ИТОГО | 470 |
Таблица 3. Отражение в балансе Госбанка выдачи ссуд предприятиям
NN | Актив | Сумма млрд. руб. | NN | Пассив | Сумма млрд. руб |
1 | Ссуды организациям и населению | 370 (350+20) | 1 | Наличные деньги в обращении | 80 |
2 | Ссуды правительству | 120 | 2 | Вклады населения | 290 |
3 | Золото и иностранная валюта | 0 | 3 | Средства предприятий и организаций | 110 (90+20) |
4 | Средства госбюджета | 10 | |||
ИТОГО | 490 | ИТОГО | 490 |
Таблица 4. Увеличение денежной массы в обращении через дефицит госбюджета
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб |
1 | Ссуды организациям и населению | 350 | 1 | Наличные деньги в обращении | 85 (80+10-5) |
2 | Ссуды правительству | 120 | 2 | Вклады населения | 295 (290+5) |
3 | Золото и иностранная валюта | 0 | 3 | Средства предприятий и организаций | 80 (90-10) |
4 | Средства госбюджета | 10 | |||
ИТОГО | 470 | ИТОГО | 470 |
Например, предприятия получают ссуду в 20 млрд. руб. Это увеличит на 20 млрд. статью 1 активной части баланса. Эти же средства для сохранения баланса будут зачислены на счета предприятий (статья 3 пассива). В результате денежная масса возрастет на 20 млрд. руб. - до 480 млрд. (первые три статьи пассивов, см. табл. 3).
Другой канал увеличения денежной массы - дефицит госбюджета. Допустим правительство проводит выплаты пенсионерам из бюджета в размере 5 млрд. руб. Это сократит статью 4 пассивов на 5 млрд. руб. и увеличит наличные деньги (статья 1) на ту же сумму. Денежная масса в обращении станет равной 465 млрд. руб. (табл. 4).
На основе банковского баланса можно получить следующее равенство:
где М - прирост денежной массы за отчетный период; К - прирост остатка ссуд банка предприятиям, организациям и населению за тот же период; В - дефицит госбюджета за вычетом прироста государственных облигаций, размещенных среди населения и организаций.
Существовали и другие каналы поступления денег в экономику. К примеру, Госбанк закупил золото у золотодобывающих предприятий (или иностранную валюту у предприятий-экспортеров) на сумму 2 млрд. руб. В итоге активы банка возрастут на 2 млрд. (статья 3) и на столько же увеличатся счета предприятий в пассивной части баланса (статья 3). На 2 млрд. руб. (до 462 млрд.) возрастет денежная масса.
Одноуровневая банковская система позволяет правительству и подчиненному ему Госбанку жестко и непосредственно регулировать денежную массу в обращении. Последняя практически не зависит от действий предприятий и населения. Когда у правительства нет денег в бюджете оно просто дает указания Госбанку выдать ссуду. Правда кажущаяся легкость решения финансовых проблем волевь1м методом обманчива. Привычка использовать этот метод порождает инфляционные явления, которые в условиях жесткого контроля над ценами принимают скрытые формы.
Таблица 5. Баланс №1 (упрощенный) Центрального банка (условные цифры)
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб |
1 | Ссуды коммерческим банкам | 200 | 1 | Наличные деньги в обращении | 25 0 |
2 | Государственные облигации | 300 | 2 | Депозиты коммерческих банков в Центробанке | 230 |
3 | Средства федерального правительства | 20 | |||
ИТОГО | 500 | ИТОГО | 500 |
Кроме того, как показывает опыт функционирования одноуровневой банковской системы, один банк не может обеспечить эффективное распределение кредитов между сотнями тысяч заемщиков. Это могут сделать только конкурирующие между собой коммерческие банки в рамках двухуровневой банковской системы.
При двухуровневой системе, как отмечалось выше, Центральный банк непосредственно не кредитует предприятия и население.
Таблица 6. Баланс №1 коммерческого банка А (условные цифры)
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб . |
1 | Депозиты в ЦБ в т.ч. RR (20%) ER | 20 16 4 | 1 | Депозиты предприятий и населения | 80 |
2 | Государственные облигации | 5 | 2 | Задолженность по ссудам ЦБ | 20 |
3 | Ссуды предприятиям и населению | 75 | |||
ИТОГО | 100 | ИТОГО | 100 |
Таблица 7. Сводный баланс остальных коммерческих банков (условные цифры)
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб . |
1 | Депозиты в ЦБ в т.ч. RR (20%) ER | 210 164 46 | 1 | Депозиты предприятий и населения | 820 |
2 | Государственные облигации | 200 | 2 | Задолженность по ссудам ЦБ | 180 |
3 | Ссуды предприятиям и населению | 590 | |||
ИТОГО | 1000 | ИТОГО | 1000 |
Он имеет дело только с коммерческими банками и правительством и осуществляет эмиссию денег. Соответственно иначе выглядит и структура баланса Центробанка (табл. 5).
Чтобы рассмотреть регулирование денежной массы в рамках двухуровневой системы, баланса только ЦБ недостаточно. В таблице 6 показан баланс одного из коммерческих банков, а в таблице 7 - сводный баланс остальных коммерческих банков.
Следует обратить внимание на то, что депозиты коммерческих банков в Центральном могут превышать норму обязательных резервов, т. е. часть избыточных резервов КБ (ER), как и обязательные (RR), лежит на беспроцентных счетах в Центральном банке. Эти дополнительные резервы как бы подтверждают устойчивость коммерческих банков и могут при определенных обстоятельствах использоваться для пополнения обязательных резервов. Если резервов коммерческих банков на счетах ЦБ меньше обязательной нормы, то последний может применить санкции.
Таблица 8. Баланс №2 коммерческого банка А (условные цифры)
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб . |
1 | Депозиты в ЦБ в т.ч. RR (20%) ER | 20+10 16+2 4+8 | 1 | Депозиты предприятий и населения | 90(80+10) |
2 | Государственные облигации | 5 | 2 | Задолженность по ссудам ЦБ | 20 |
3 | Ссуды предприятиям и населению | 75 | |||
ИТОГО | 110 | ИТОГО | 110 |
Таблица 9. Баланс №2 Центрального банка (условные цифры)
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб |
1 | Ссуды коммерческим банкам | 200 | 1 | Наличные деньги в обращении | 240(250-10) |
2 | Государственные облигации | 300 | 2 | Депозиты коммерческих банков в Центробанке | 240(230+10) |
3 | Средства федерального правительства | 20 | |||
ИТОГО | 500 | ИТОГО | 500 |
По иному, чем при одноуровневой банковской системе, складывается денежная масса в обращении. В данном случае ее определяют первые статьи пассивной части балансов центрального и коммерческих банков, т. е. наличность в обращении и депозиты предприятий и населения. Всего, как следует из нашего примера: М = 1150 млрд. руб. (250 + 80 + 820).
Что самое интересное, денежная масса, которую может контролировать Центральный банк, иначе - денежная база (М'), гораздо меньше: это первые две статьи пассивов Центрального банка (наличные в обращении и депозиты коммерческих банков в ЦБ): М' = 480 млрд. руб. (250 + 230).
Отношение всей денежной массы к денежной базе: - определяет возможности Центробанка в плане влияния на денежный рынок при двухуровневой банковской системе. Причем влияние это не прямое, а косвенное - через норматив обязательных резервов. Какую часть избыточных резервов держать в ЦБ определяют сами коммерческие банки.
Допустим коммерческий банк А принял вкладов от населения на 10 млрд. руб. наличными и зачислил их по 1-й статье пассивов своего бюджета (табл. 8).
Таблица 10. Баланс №3 коммерческого банка А (условные цифры)
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | №№ | Пассив | Сумма млрд. руб . |
1 | Депозиты в ЦБ в т.ч. RR (20%) ER | 20+2 16+2 4 | 1 | Депозиты предприятий и населения | 90(80+10) |
2 | Государственные облигации | 5 | 2 | Задолженность по ссудам ЦБ | 20 |
3 | Ссуды предприятиям и населению | 83(75+8) | |||
ИТОГО | 110 | ИТОГО | 110 |
Для поддержания баланса на такую же сумму должны возрасти активы коммерческого банка А. Это можно сделать несколькими способами.
Во-первых, можно передать всю наличность на депозитные счета в ЦБ, в т. ч. 2 млрд. руб. в виде обязательных резервов (20) и 8 млрд. - как избыточные резервы (табл. 8).
В этом случае произойдут следующие изменения в балансе Центрального банка (табл. 9).
На 10 млрд. руб. сократится наличность в обращении (статья 1 пассивов) и на те же 10 млрд. руб. увеличатся депозиты коммерческих банков в" Центральном (статья 2 пассивов). В результате баланс Центробанка не изменится (как и денежная масса: М = = 240 + 90 + 820 = 1150 млрд. руб.). ( Из сказанного можно сделать важный вывод: когда банк принимает вклады наличными и открывает текущие счета, меняется состав денежного предложения, но не его объем.)
Однако избыточные резервы на беспроцентных счетах Центробанка не будут приносить коммерческому банку А прибыль. И тогда (2-й вариант), он может увеличить депозиты в ЦБ только на величину обязательных резервов (статья 1 активов коммерческого банка А возрастет на 2 млрд. руб.). А остальные 8 млрд. руб. коммерческий банк А может предоставить в ссуды под процент предприятиям, организациям или населению (статья 3 его активов увеличится на 8 млрд. руб., см. табл. 10).
Баланс коммерческого банка А будет таким же, как и в первом случае (110 = 110), но изменения в балансе Центробанка и в величине наличной денежной массы будут гораздо меньше - не на 10, а всего на 2 млрд. руб. уменьшится наличность и на столько же возрастут депозиты коммерческих банков в Центральном (табл. 11). При этом вся денежная масса возрастет до: М = 1158 млрд. руб. (248 + 90 + 820).
Таблица 11.Баланс N3 Центрального банка (условные цифры)
№№ | Актив | Сумма млрд. руб. | NN | Пассив | Сумма млрд. руб |
1 | Ссуды коммерческим банкам | 200 | 1 | Наличные деньги в обращении | 248(250-2) |
2 | Государственные облигации | 300 | 2 | Депозиты коммерческих банков в Центробанке | 232(230+2) |
3 | Средства федерального правительства | 20 | |||
ИТОГО | 500 | ИТОГО | 500 |
Наконец, 3-й вариант, все 10 млрд. коммерческий банк А отдает в ссуду под процент, а обязательные резервы в Центробанке пополнит за счет уже имеющихся там избыточных резервов: RR = 18 млрд., ER = 2 млрд. Всего: те же 20 млрд. руб. (табл. 12). В этом случае изменится только структура депозитов коммерческих банков в п. 2 пассивов Центробанка (RR =182 млрд. руб. вместо 180 млрд., ER = 48 млрд. вместо 50 млрд.), а вся денежная масса составит 1160 млрд. руб. (250 + 90 + 820).
Предоставив ссуды (обычно под залог имущества), банк А по существу увеличил предложение денег - в одном случае на 8 млрд., в другом - 10 млрд. руб. Естественно, что, когда клиенты погасят ссуды, предложение денег уменьшится на те же суммы.
Аналогичный эффект, т. е. эффект «создания новых денег», проявляется в случае покупки коммерческим банком государственных облигаций у населения и частных фирм.
Предположим, что кто-то из клиентов банка нуждается в деньгах, но не хочет брать в ссуду. Он может предложить банку купить имеющиеся у него государственные облигации, например, на сумму 5 млрд. руб. Если сделка состоится, то банк занесет в актив приносящие процент облигации (статья 2), а в пассив - увеличение на такую же сумму текущих счетов (статья 1, см. табл. 13). Поскольку наличных денег банк от клиента не получал, изменений в размерах обязательных резервов не будет. Таким образом, банк получил государственные облигации, которые деньгами не являются, и увеличил текущие счета, являющиеся деньгами. Очевидно, что продажа коммерческим банком государственных облигаций частным лицам (физическим и юридическим), подобно погашению ссуд, уменьшит предложение денег.
NN | Актив | Сумма млрд. руб. | NN | Пассив | Сумма млрд. руб . |
1 | Депозиты в ЦБ в т.ч. RR (20%) ER | 20 16+2 4-2 | 1 | Депозиты предприятий и населения | 90(80+10) |
2 | Государственные облигации | 5 | 2 | Задолженность по ссудам ЦБ | 20 |
3 | Ссуды предприятиям и населению | 85(75+10) | |||
ИТОГО | 110 | ИТОГО | 110 |
Процесс создания новых денег на этом может не закончиться, если в него включатся другие коммерческие банки. От сравнительно простых операций перейдем к процессу, получившему название «многократного расширения банковских депозитов», или иначе - «банковского мультипликатора». Для стороннего наблюдателя этот процесс выглядит как создание денег из ничего, «из воздуха». Отдельный банк может предоставлять ссуды на суммы, не превышающие его избыточные резервы (ER). Однако вся система коммерческих банков, предоставляя ссуды, приобретает способность увеличивать денежное предложение в размерах, многократно превышающих ее совокупные избыточные резервы.
Таблица 15. Баланс №5 коммерческого банка А (условные цифры)
NN | Актив | Сумма млрд. руб. | NN | Пассив | Сумма млрд. руб . |
1 | Депозиты в ЦБ в т.ч. RR (20%) ER | 20 16 4 | 1 | Депозиты предприятий и населения | 85(80+5) |
2 | Государственные облигации | 10(5+5) | 2 | Задолженность по ссудам ЦБ | 20 |
3 | Ссуды предприятиям и населению | 75 | |||
ИТОГО | 105 | ИТОГО | 105 |
Обычно, когда люди занимают деньги в одном банке, то затем, после совершения сделок, эти деньги оказываются в другом банке, который может выдать часть их в виде ссуды своему клиенту..
Предположим некто Х принес в свой банк 10 млн. руб. (Это действие денежного предложения не меняет). Норма RR - 20. Значит, оставив в активах 2 млн. руб. в качестве обязательных резервов, банк может выдать клиенту Y ссуду в размере 8 млн. руб. Расплатится ли клиент Y по сделке или сам понесет эти 8 млн. в другой банк, но результат в итоге будет один: депозиты второго банка увеличатся на эту сумму. Исходя из той же нормы RR, второй банк оставит в резерве 1,6 млн. руб., а 6,4 млн. руб. может выдать в виде ссуды некоему клиенту Z. Когда же эти деньги попадут в третий банк, они распадутся на 1,28 млн. руб. резервного фонда и 5,12 млн. руб. избыточных резервов. Теоретически это может продолжаться до тех пор, пока последний рубль из первоначального вклада не окажется в резервах и ссудах.
Величина, на которую увеличивается сумма первоначального вложения, и называется банковским мультипликатором (обозначим его как ( ). Просчитав это процесс до конца, несложно убедиться, что величина банковского мультипликатора обратно пропорциональна ставке обязательных резервов: (
= 1/RR. Для данного конкретного примера банковский мультипликатор равен 5 (1 :0,2), т. е. 10 млн. руб. первоначальных вкладов поддерживают денежное предложение в 50 млн. руб. Однако следует помнить, что и изъятие из вкладов 10 млн. руб. обернется сокращением денежного предложения на 50 млн. руб.(!)
Наконец, надо иметь в виду, что приведенная формула позволяет определить максимальное количество новых денег, которое может быть создано на основе нового вклада. Реально величина банковского мультипликатора оказывается меньше теоретически возможной. Во-первых, банк может не выдавать часть новых избыточных резервов в ссуды, а держать их, например, в Центробанке (табл. 6). Во-вторых, клиенты, получив ссуду, могут держать деньги дома для совершения покупок в будущем.