|
|
|
|
При разработке графических адаптеров возникла проблема недостаточного быстродействия шины PCI для ряда задач, возникающих при обработке трехмерной графики. На помощь пришла идея организации локальной шины для обмена процессора с видеоадаптером. Так родился ускоренный графический порт AGP (Accelerated Graphic Port).
Ускоренный графический порт AGP необходим прежде всего для ускорителя трехмерной графики (3D-ускорителя ), для которого требуется видеопамять большого объема для Z-буфера и хранения текстур. Объем этой памяти напрямую определяет качество 3D-изображения и поддерживаемые разрешения. Эта память может быть размещена или на плате 3D-ускорителя, или в основной оперативной памяти компьютера. Для быстрого доступа к последней компания Intel предложила использовать AGP. При этом для хранения текстур используется основная память, а на плате 3D-ускорителя расположена только память кадрового буфера и Z-буфера (подробности).
Ускоренный графический порт AGP занимает отдельный разъем, отличающийся от PCI, который работает на частоте 66 или 133 МГц. Предусмотрены три режима передачи данных - 1x (66 МГц, 266 Мбайт/с), 2х (133 МГц, 532 Мбайт/с за счет передачи данных по фронту и срезу тактовых импульсов при частоте шины 66 Мгц) и 4х (266МГц, 1064 МБайт/с за счет передачи 4-х блоков данных за один такт).
В настоящее время большинство 3D-ускорителей выполняется в конструктиве AGP, однако для полного задействования возможностей этой шины и плата ускорителя, и используемое программное обеспечение должны поддерживать режим доступа к памяти DIME (Direct Memory Execute). В противном случае использование AGP по сравнению с PCI не даст выигрыша в производительности, и единственным преимуществом его использования будет освобождение одного из разъемов PCI.
Например из современных видеокарт возможностью хранения текстур в основной памяти пользуется собранные не микросхема фирмы nVidia (Riva и GeForce различных модификаций) и не пользуются изделия фирмы 3dfx (Voodoo различных модификайий).