Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Следующий уровень изложения текущего раздела   Уровень: Глоссарии:


Управление качеством продукции

Обеспечение стабильного качества выпускаемой продукции и его повышение может быть достигнуто с помощью непрерывного управления качеством на протяжении всего жизненного цикла изделий. Процесс управления качеством является органической составной частью процессов управления всеми стадиями жизненного цикла изделия: проектированием, изготовлением, эксплуатацией или потреблением. На каждой из этих стадий на качество изделий влияет множество факторов и условий, которые должны учитываться при организации процессов и процедур управления.
Многообразие и взаимосвязанность факторов и условий, влияющих на качество, непрерывность его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участие в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления обусловливают необходимость комплексного, системного подхода к управлению качеством. Развитие принципов, методов и техники такого подхода привело к созданию на предприятиях-изготовителях систем управления качеством продукции (систем качетва)* . Общие требования к системам качества и принципы их построения регламентированы в международных стандартах ИСО серии 9000, которые приняты в качестве национальных во многих развитых странах. В настоящее время наличие на предприятиях-изготовителях систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов, рассматривается как определенная гарантия способности поставщика стабильно изготавливать продукцию требуемого качества. Поэтому в контракты включается условие необходимости такого соответствия, дополняющее требования к продукции или услуге, отраженные в соответствующих нормативных документах.
Работы по дальнейшему совершенствованию принципов и методов управления качеством привели к созданию концепции "всеобщего управления качеством" (TQM). Под всеобщим управлением качеством понимается подход к руководству предприятием, нацеленным на качество, основанный на участии всех его членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов предприятия и общества.
В разделе 6.1 рассматриваются особенности качества продукции как объекта управления и вытекающие из них особенности процесса управления качеством продукции.
В разделе 6.2 перечислены факторы и условия, влияющие на качество продукции на разных этапах ее жизненного цикла.
Раздел 6.3 посвящен рассмотрению пути развития системного подхода к управлению качеством продукции, основных принципов построения систем качества на предприятиях-изготовителях. Здесь же изложены суть и основные принципы концепции всеобщего управления качеством.
В разделе 6.4 дается характеристика международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества.