Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Введение к первой части

Процесс создания новой техники, базируясь на результатах фундаментальных и прикладных исследований, содержит особый этап умственной деятельности, заключающийся в разработке технического проекта будущего изделия.

Задачами этого этапа являются:

выявление потребности общества в том или ином техническом изделии(с учетом технико-экономических характеристик, расходов природных ресурсов, влияния на экологию и т.п.);

поиск идей и способов инженерных решений;

разработка конкретной конструкции изделий с выпуском необходимой технической документации.

Данную работу называют проектированием и (или) конструированием изделия.

Проектирование и конструирование взаимосвязаны, дополняют друг друга, выполняются, как правило, специалистами одной профессии - инженерами-конструктурами, имеют одну и ту же конечную цель - разработку нового изделия, и поэтому часто весь процесс называют проектированием [60]* , [61]* или конструированием [29]*.

Однако на практике и в литературе [18]* , [47]*, [59]* существует и другая точка зрения, согласно которой эти понятия различают. Считают, что проектирование предшествует конструированию и заключается в выявлении потребности общества в изделии, в поиске идей, физических эффектов, целесообразных методов и принципов действия, в синтезе функциональных структур возможных вариантов. Под конструированием понимают разработку конкретного варианта изделия на основе результатов проектирования, при которой создается его конструкция: устройство, состав, взаимное расположение частей и элементов, способ их соединения и взаимодействия с учетом используемых материалов, технологии изготовления и т.п.

В процессе конструирования выпускают чертежи сборочных единиц и деталей, схемы, рассчитывают допуски на погрешности и технологию изготовления и сборки деталей, устанавливают технические условия на прибор, составляют техническое описание, разрабатывают другую конструкторскую документацию, необходимую для изготовления и эксплуатации изделия.

Существуют два мнения о взаимоподчиненности понятий проектирование и конструирование. Согласно одному из них, проектирование - итерационный процесс преобразования информации с целью получения технических систем, удовлетворяющих определенным человеческим потребностям, а конструирование - часть процесса проектирования, заключающаяся в преобразовании информации с целью получения графических моделей технических систем.

Согласно другому мнению ([39]* ), конструирование включает в себя проектирование (а не наоборот, как в первом случае), так как под конструированием понимается построение, создание технического объекта, а под проектированием - только разработка его замысла, поиск идей, предвидение и т.п.

Следует заметить, что, несмотря на различия понятий проектирование и конструирование, невозможно найти четкую границу между этими процедурами проектно-конструкторской деятельности. Как на этапе проектной работы существуют элементы конструирования (например, разработка макетов для проверки физических принципов действия, выбор и расчет некоторых звеньев системы), так и на этапе конструирования не обойтись без проектных процедур (поиск вариантов используемых функциональных устройств, конструкций, разработка и уточнение схем, теоретическое и экспериментальное исследование характеристик некоторых инженерных решений).

В настоящее время известно достаточно много публикаций по проектно-конструкторской деятельности. Вместе с тем следует отметить, что по прикладным вопросам конструкторской работы в области оптического приборостроения литературы

немного. Наиболее доступными являются справочник конструктора оптико-механических приборов [55]* и учебные пособия по конструированию оптических и оптико-электронных приборов [30]* , [44]* , [47]*.

В данном учебном пособии преимущественно рассматриваются принципы конструирования оптических приборов и их элементов, которые позволяют обеспечить и повысить такие показатели качества создаваемых и модернизируемых приборов, как точность, надежность и технологичность. Пособие написано на базе одноименного курса лекций, читаемого автором студентам оптических специальностей Санкт-Петербургского института точной механики и оптики, поставленного в вузе более 50-ти лет назад известными конструкторами точных механизмов и приборов С.Т. Цуккерманом и В.В. Кулагиным, книги которых [30]*, [63]* содержали теоретические основы курса прошлых лет.