Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень:


Особенности формирования совокупного предложения в экономической системе и факторы, воздействующие на него

Установив факторы, влияющие на совокупный спрос, необходимо обратиться к исследованию особенностей совокупного предложения.

Совокупное предложение - это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен.

В экономической теории используется несколько подходов к выявлению основных характерных черт совокупного предложения.

Скольжение по кривой совокупного предложения проходит три Участка (рис. 1.3.3):

а) горизонтальный или кейнсианский;
б) восходящий или промежуточный;
в) вертикальный или классический.

Горизонтальный или кейнсианский участок характеризуется тем, что на данном отрезке все факторы производства используются не полностью. Существуют не задействованные в процессе производства мощности, сырье, рабочая сила. По мере увеличения объемов производства свободные факторы втягиваются в процесс производства, не оказывая существенного влияния на уровень цен - он остается стабильным. Такая ситуация может сохраняться до определенного уровня ВНП (на рис. 1.3.3 он обозначен как Q). После объема производства равного Q. ситуация на рынке начнет меняться.

Восходящий или промежуточный участок. Постепенное вовлечение в производство свободных факторов имеет определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает, в конечном результате, увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги в экономической системе.

Вертикальный или классический участок - трактуется исходя из основной посылки представителей классической школы, что в экономике все факторы должны быть задействованы и процессе производства. Объем производства при этом достигает максимально возможного уровня. Q>f означает объем ВЦП, который можно достичь в данной экономической системе при полной занятости населения. В такой ситуации дальнейшее расширение объемов производства невозможно, так как увеличение производства в одних фирмах возможно только за счет «перетягивания» ресурсов от других производителей. Причем происходить это может только за счет одного - платы более высокой цены за возможность использовать дополнительные факторы. В результате общее повышение цеп, кривая предложения принимает вертикальное положение.

Помимо движения по кривой совокупного предложения, связанного с изменением объема производства, в экономике может произойти сдвиг кривой AS в сторону увеличения или уменьшения (рис. 1,3.4). Факторы, которые лежат в основе таких сдвигов, называются неценовыми.

К основным неценовым факторам, воздействующим на кривую совокупного предложения, можно отнести следующие:

  • изменение цен на ресурсы;
  • изменения в производительности;
  • налоги и дотации.
  • Изменение цен на ресурсы траст определяющую роль в увеличении или уменьшении совокупного предложения. Появление дополнительных сырьевых источников приводит к удешевлению сырья, что способствует смещению совокупного предложения в сторону увеличения (рис. 1.3.4, AS>1). В тоже время, в результате дефицитности ресурсов цены на них могут повыситься, тогда кривая AS переместится в сторону уменьшения совокупного спроса (рис. 1.3.4 AS>2). Такие же сдвиги кривой AS могут происходить в связи с изменением цен па рабочую силу, землю, уменьшением или увеличением предложения капитала.

    Изменения в производительности происходит, как правило, в результате внедрения научно-технического прогресса. Под производительностью понимается производство продукции отнесенное к величине затраченных средств. Чем меньше ресурсов затрачивается на единицу произведенной продукции, тем больше возможности производителя, тем выше совокупное предложение. Если экономическая система владеет устаревшими технологиями, а следовательно низкой производительностью труда, то возможности совокупного предложения будут ниже, чем в более развитых странах.

    Налоги и дотации оказывают значительное влияние на возможности производителей. В том случае, когда налоги высоки, совокупное предложение уменьшается. С уменьшением налогового бремени AS будет смещаться в сторону увеличения. Дотации играют обратную роль - с их ростом совокупное предложение будет увеличиваться