|
|
|
|
"Богатство народов" Адама Смита,
влияние на него И.Ньютона, других ученых - естествоиспытателей,
или что такое естествознание ?
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
А.С.Пушкин, "Евгений Онегин".
По мнению физиократов, только сельское хозяйство является источником благосостояния страны и, следовательно, богатство страны - в массе товаров, ежегодно воспроизводимых трудом общества, а необходимым условием роста размеров этого воспроизводства является экономическая свобода.
Величайшей заслугой Смита явилось научное обоснование в " Богатстве народов " трудовой теории стоимости. Согласно этой теории стоимость товаров и богатство создаются трудом и только трудом. Товары обмениваются, как правило, по их трудовой стоимости. Вследствие того, что стоимость создается только трудом, собственники капитала и земли не являются производителями стоимости товаров, а лишь предоставляют необходимый материал для производства, их же личные доходы представляют собой лишь вычет из стоимости продукта, создаваемой трудом.
В 1740 году Смит получил ученую степень магистра искусств и стипендию, выплачиваемую за счет наследства одного из первых шотландских богачей-благотворителей. Эта стипендия составляла сумму, на которую он мог жить и учиться в течение 11 лет. Он поехал на учебу в Англию и там поступил в Баллиольский колледж Оксфордского университета. Благодаря природным способностям к языкам он начал достаточно скоро говорить на чистом английском языке почти без акцента. Но еще занимаясь в университете, Смит изучил греческий и французский языки. Обучаясь, он много читал: древнегреческих историков, английских поэтов, французских философов, особенно Вольтера.
Дополнительное чтение |
---|
" Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего колличества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них сравнительно с числом тех, кто их приобретает, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, иво-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудность его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий. " А. Смит.Из введения к " Исследования о природе... " |
Во время жизни в Оксфорде Смиту посчастливилось наблюдать и зафиксировать признаки новой эпохи: в Англии надвигался экономический переворот, происходила промышленная революция, начиналось массовое внедрение рабочих машин, особенно в текстильной промышленности. Правительство способствовало накоплению частного капитала. Широко использовалась система протекционизма: ввоз иностранных промышленных товаров облагался высокими пошлинами, а при вывозе своих товаров английские промышленники получали особые премии. Никаких налогов на прибыли не было. Финансисты, банкиры, биржевики становились большой силой. Вместе с богатыми промышленниками они основывали акционерные компании, объединяли капиталы предприятий. Отчетливо выделялись три главных класса общества: землевладельцы, буржуа, наемные рабочие. Адаму Смиту предстояло первому научно проанализировать эти процессы.
В своих лекциях Смит поставил проблему разделения труда, центральной в " Богатстве народов " . Именно разделение труда, по мнению Смита, является силой, которая увеличивает богатство. Но для разделения труда необходим широкий рынок сбыта, ибо оно предполагает то, что теперь называется массовым производством. Чтобы обеспечить такой рынок, нужна свобода торговли - как внутренней, так и внешней. Если какая-то отрасль эффективна, то она выдержит любую конкуренцию, в том числе иностранную. Если же она не выдержит конкуренции, то это не потеря для страны: просто будут развиваться другие, более эффективные отрасли. Идеи свободы торговли и ограничения вмешательства государства в экономику " открыла " промышленная революция, а Смиту суждено было подвести под эти идеи теорию и создать новую политэкономию.
В своих лекциях Смит часто обращал внимание на различия в экономике Англии и Франции. Он делил причины этих различий на две группы: природные и общественные. Например, во Франции природа всегда благоприятствовала человеку, но в то время большая часть земли обрабатывалась крестьянами, лишенными земли, и сельскохозяйственных орудий. Они арендовали их у помещиков, отдавая им половину урожая. Такие крестьяне не были заинтересованы в улучшении обработки земли. Они не стремились вводить новшества, направленные на увеличение производительности труда. В Англии крестьяне были не бесправными арендаторами, а капиталистическими фермерами. Их интересы защищало государство: фермеры платили ренту и их никто не мог лишить права аренды. Они были заинтересованы в прогрессе сельского хозяйства, ибо вкладывали в землю свой капитал.
В 1763 году Смит принял предложение герцога Баклю сопроводить его сына в качестве воспитателя в путешествии на континент. За это ему полагалось жалованье, а в дальнейшем пожизненная пенсия в 300 фунтов в год. Это превышало его профессорский оклад вдвое и позволяло работать впоследствии десять лет над " Богатством народов " без особых денежных забот. Воспитанник Смита, 17-летний Генри Баклю, закончил к тому времени обучение в Итонской школе. Путешествие по Европе со Смитом должно было заменить ему университет. Они посетили Францию, Швейцарию, Англию. Путешествие значительно обогатило знания и самого Смита. В частности, в Швейцарии он встречался с Вольтером. В 1767 году Смит возвратился в Керколди и несколько месяцев работал в роли личного секретаря министра финансов, готовя для него материалы о государственном долге, налогах, колониальной политике.
Одновременно он писал свою главную книгу - " Богатство народов " . В ней он дал подробное описание развивавшегося капиталистического способа производства, вскрыл множество общественных связей: как они проявляются, как действует разделение труда, как складывается заработная плата рабочих, как обращаются деньги, как действуют банки. Он также создал, закрепил и упорядочил терминологию экономической науки: она оставалась в основном неизменной около ста лет, а многое применяется и теперь. Именно им были введены такие понятия как потребительная и меновая стоимость, основной и оборотный капитал, производительный труд.
Информация к размышлению |
---|
" Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им. " А. Смит. " Исследования о природе..." |
Смит обосновал экономическую политику прогрессивной буржуазии. Сотни страниц " Богатства народов " посвящены критике того, что сдерживало накопление капитала в промышленности и рост буржуазии: монопольные компании во внешней торговле, высокие пошлины на ввоз товаров, стесняющие производство налоги и многое другое. Основной замысел книги был подчинен единой идее " естественной свободы " . Доказательством этого постулата был огромный фактический материал, содержавший в исторической части книги. Эта часть интересна не только содержащейся в ней информацией, но и методологией, подходом автора к анализу исторического процесса: причины важнейших исторических событий он искал в развитии хозяйства и отношений между основными классами общества.
Последние 12 лет жизни Смит работал в таможенном управлении Шотландии. Он умер в 1790 года. Через 70 лет автор " Истории цивилизации в Англии " Г.Бокль написал: " Об Адаме Смите можно сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества,чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей и законодателей, о которых сохранились достоверные известия в истории " .
Среди друзей Смита был известный в то время физик и химик - доктор Блэк. Однажды, слушая сообщение Блэка о теплоте и ее измерении, Смит думал о том, каковы должны быть научный метод и форма изложения в его области ? Чтобы исследовать явление, " натуральный философ " (физик, химик) мысленно выделяет его из окружающей природы, абстрагируется, отвлекается от всего несущественного, побочного, очевидно, так же надо поступать и при исследовании человеческого общества, то есть выделить предмет исследования, рассмотреть его в чистом виде. Он не мог, как Блэк, продемонстрировать опыты и тем более повторить их. Он мог только наблюдать, сопоставлять, анализировать жизненные ситуации. Жизнь общества сложна и многообразна. Прежде чем что-то анализировать, от чего-то отвлекаться, надо все это просто описать, изобразить картину в целом. Он все больше и больше убеждался в том, что в рассуждениях естествоиспытателя и философа есть что-то общее.
Так что же такое естествознание ?
Невозможно назвать всех ученых, внесших в развитие естествознания наиболее весомый вклад, но нельзя говорить о естествознании, не вспоминая таких гениев как Г.Галилей, И. Ньютон, Р.Декарт, М.В.Ломоносов, Ч.Дарвин, Г.Гендель, М.Фарадей, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский.
Ниже описываются основные концепции современного естествознания. Как известно, под термином " концепция " понимается система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов или единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения.
В 1687 году, когда вышли в свет " Начала " Ньютона, физический мир представлялся ученым цельным и взаимосвязанным. Казалось, что его можно описать с помощью небольшого числа компактных формул. Но " тот, кто копается в глубоких шахтах знания, - писал в одном из своих писем И.Ньютон, - должен, как и всякий землекоп, время от времени подниматься на поверхность подышать свежим воздухом " .
Вряд ли Ньютон, однако, имел в виду издержки специализации, когда говорил о " свежем воздухе " . Вряд ли он мог предвидеть, как разветвится в будущем фундаментальная наука. И вряд ли он предполагал, что углубление " шахт знания " рано или поздно может привести к результатам, обратным желаемым. Но именно это и произошло: через 300 лет круг замкнулся. Перенасыщенность специальных знаний, информационный бум привели к тому, что вновь возникла острая ностальгия по универсальности.
Еще сравнительно недавно физика казалась химикам или биологам закрытой сектой, члены которой смотрят на непосвященных свысока." Природа проста в своих законах, но неизмеримо богата и разноообразна в приложениях. " И. Ньютон |
Информация к размышлению |
---|
Правила философствования (Правила умозаключений в физике) "Правило 1. Не должно принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений. По этому поводу философы утверждают, что природа ничего не делает напрасно, а было бы напрасным совершать многим то, что может быть сделано меньшим. Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей. Правило 2. Поэтому, поскольку возможно, должно приписывать те же причины того же рода проявлениям природы. Правило 3. Такие свойства тел, которые не могут быть ни усиляемы, ни ослабляемы и которые оказываются присущими всем телам, над которыми возможно производить испытания, должны быть почитаемы за свойства тел вообще. Правило 4. В опытной физике предложения, выведенные из совершающихся явлений с помощью наведения, несмотря на возможность противных им предположений, должны быть почитаемы за верные или в точности, или приближенно, пока не обнаружаться такие явления, которыми они еще более уточнятся или же окажутся подверженными исключениям. Так должно поступать, чтобы доводы наведения не уничтожались предположениями." И. Ньютон. "Математические начала натуральной философии" |
Тенденция, обратная специализации, существовала всегда. Сейчас она возобладала. При объединении усилий специалистов разных отраслей знаний очень часто находится решение проблем, которые долго не могли решить методами лишь одной науки. Ярким примером является решение проблемы генетического кода: при его раскрытии использовались и сугубо биологические наблюдения, и рентгеноструктурный анализ - метод экспериментальной физики. Другими примерами служат освоение медициной термометра, биологией - микроскопа.
Свойство различных систем (физических, химических, биологических, экономических, социальных) самоструктурироваться, самоорганизовываться было отмечено задолго до появления синергетики. Изучением этих систем и их свойств занимались тысячи ученых на протяжении многих лет. Однако изучение самоорганизации как таковой долго представлялось непродуктивным. Американский ученый Г. Хакен сумел выделить одно общее свойство всех самоструктурирующихся систем: согласованность действий их элементов. С помощью сложного математического аппарата ему удалось описать многие явления самоорганизации.
Современную науку, переживающую фазу синтеза и наведения мостов между еще недавно весьма далекими друг от друга областями, нельзя оценивать и описывать в прежних категориях. Устаревает на глазах и существующая структура естествознания.
Призыв к объединению различных отраслей знаний не нов, как не нов и путь, который предлагает для этого современная наука: создание некоторой общей концепции, опирающейся на ряд аналогий между процессами различной природы. Ведь еще в начале XX века выдающийся немецкий физик Л.Больцман однажды заметил, что процесс познания есть отыскание аналогий. Учитывая тенденции к объединению идей самых различных отраслей знаний, отмечая аналогии в окружающем нас мире, исходя из способности систем самой различной природы к самоорганизации, ниже сделана попытка дать самый общий взгляд на нашу планету и Вселенную, материю и ее часть, представленную в живом веществе, человека и его взаимодействие с биосферой, а также на такие обобщающие дисциплины, как кибернетика и синергетика.