Формат не влияет на результаты обучения

26 марта 2018 года Мир eLearning

Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ провели эксперимент по оценке эффективности МООК в трех российских вузах.

Сегодня очень актуальна тема внедрения массовых открытых онлайн-курсов в традиционный образовательный процесс. Пока не так много вузов используют модель полной замены онлайн-курсами очных занятий, предпочитая этому смешанный формат обучения. Например, существует замена части очной программы на пул МООК по типу «микромастерс» на платформе онлайн-обучения edX.

Остается вопрос, эффективно ли это? Теряют или приобретают студенты от того, что заменяют часть образовательной программы на массовые открытые онлайн-курсы?

В 2017 году по заказу Министерства образования и науки был реализован проект «Исследование новых форм организации образовательного процесса с использованием открытых онлайн-курсов». В рамках проекта представители Высшей школы экономики провели первое экспериментальное исследование по изучению эффективности МООК как альтернативы традиционному курсу.
  
В ходе данного эксперимента студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «машиностроение» и «строительство» в трех региональных вузах, изучали два обязательных курса в разных форматах – в формате МООК, в традиционном формате и в смешанном формате. В каждую из групп входило более ста студентов.

Перед началом эксперимента всем участникам необходимо было пройти пре-тесты, которые определяли их уровень прокрастинации, учебной мотивации и саморегуляции. Тесты проводились с целью определить в состав каждой группы студентов с разными уровнями данных показателей, а также с разными баллам ЕГЭ и с разным опытом прохождения онлайн-курсов. Для выявления результатов все студенты сдавали одинаковый экзамен. 
  
Онлайн-курсы, которые проходили участники эксперимента, были созданы преподавателями УрФУ. Кроме того, предполагалось, что преподаватели МООК имеют больше публикаций, дольше преподают в вузе, то есть обладают более качественным образовательным бэкграундом, чем преподаватели, которые занимались со студентами в традиционном формате. 
  
Результаты обучения студентов трех групп оценивались по следующим параметрам: балл за экзамен, то есть уровень освоения дисциплины, уровень удовлетворенности студентом форматом обучения, уровень вовлеченности студента в процесс обучения, то есть сколько времени было им затрачено. 
  
Исследователи из Вышки пришли к выводу, что формат обучения не влияет на результаты студентов. Но при этом студенты скорее предпочтут традиционный или смешанный формат обучения. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что некоторые МООК могут оказаться более сложными для прохождения исключительно онлайн. 

 
Контакты
ТелефонДанный вид связи недоступен
E-mailde@itmo.ru
Плановое время ответа составляет 1 день