Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Система Дистанционного Обучения

Регистрация в системе обучения и аттестации
Программа-оболочка для обучения и аттестации в системе дистанционного обучения реализована на языке Java в виде апплета, запускаемого посредством стандартной программы-броузера.

Вход в систему дистанционного обучения (ДО) СПбГУ ИТМО расположен в разделе "Обучение и аттестация" сайта дистанционного обучения СПбГУ ИТМО http://de.ifmo.ru/. Сеанс работы с системой ДО начинается после щелчка мышью по картинке "Система тестирования".


Вначале система проводит процедуру идентификации пользователя системы, которая заключается во вводе пользователем уникального логина, пароля и желаемой роли:


Логин и пароль присваиваются пользователю центром дистанционного обучения. Желаемая роль выбирается из предложенного списка и определяет объем информации и режимы работы, доступные пользователю. Если в поле "желаемая роль" установлено "авто", то система сама определит роль с минимальными возможностями из числа доступных для данного пользователя. Поэтому режим "авто" целесообразно использовать, если пользователю доступна только одна роль.

После заполнения полей Логин, Пароль и выбора желаемой роли по кнопке Регистр. осуществляется идентификация пользователя.

Если пользователь не зарегистрирован в системе, то появится окно с соответствующим сообщением, и ему будет отказано в работе с системой.

Если введенные данные верны, то есть пользователь зарегистрирован в системе, система фиксирует начало очередного сеанса работы соответствующей записью в базе данных. В этом случае на экран будет выведена "Панель программ", на которой можно выбрать режим работы системы ДО: Монитор, Тестер.


Программа Монитор позволяет получать информацию о зарегистрированных в системе подразделениях, пользователях и группах пользователей, результатах аттестаций по всем пакетам тестовых заданий, по сценарию верхнего уровня или по конкретной теме, а также о результатах использования пакетов тестовых заданий и их элементов в учебном процессе. При запуске программы на экран выводится окно, содержащее следующие поля: Подразделения; Группы; Состав; Дисциплины; Сценарии.


Двойной щелчок мышью по элементу одного из полей открывает окно "Статистика" для выполнения запросов к системе, позволяющих получить дополнительную информацию. При этом из выпадающего списка можно выбрать вид запроса. Выполняется запрос нажатием кнопки Выполнить. Результаты запроса можно сохранить на диске с помощью кнопки Сохранить.

Объем предоставляемой статистики определяется ролью пользователя в системе ДО.


В поле "Подразделения" приводится список подразделений университета в соответствии с ролью пользователя. Двойной щелчок мышью по названию подразделения позволяет получить следующую статистику: список групп, статистика результатов аттестаций по группам, статистика результатов аттестаций по дисциплинам.

В поле "Группы" выводится список групп выбранного подразделения. Двойной щелчок мышью по названию группы позволяет получить следующую статистику: список групп, список приглашений, электронные зачетные книжки, статистика результатов аттестаций, аттестационная ведомость.

В поле "Состав" выводится список людей, входящих в выбранную группу. Двойной щелчок мышью по имени человека позволяет получить Статистику результатов аттестаций.

В поле "Дисциплины" выводится список названий дисциплин (сценариев верхнего уровня), по которым выбранный пользователь системы может проходить аттестацию. Двойной щелчок мышью по названию дисциплины позволяет получить следующую статистику: Статистика аттестаций по данному пакету тестовых заданий, Аттестационная ведомость по всем сценариям для группы, Аттестационная ведомость по всем сценариям для студента, Аттестационная ведомость по топ-сценарию пакета тестовых заданий.

В поле "Сценарии" программа выводит список сеансов аттестации выбранного студента по выбранной дисциплине. Двойной щелчок мышью по названию темы аттестации позволяет получить Статистику результатов аттестаций.

Программа Тестер осуществляет режимы обучения и аттестации пользователя. Работа программы начинается с вывода регистрационной информации.
Регистрационная информация
В начале работы с системой на экран выводится приглашение к работе, в котором указывается фамилия, имя, отчество пользователя и его текущая роль:


Далее работа с системой осуществляется в режиме мастера (wizard), когда пользователь последовательно проходит несколько шагов выбирая режимы работы, предоставляемые системой. При этом перемещение по шагам осуществляется с помощью кнопок Вперед >> и << Назад.

По кнопке Помощь всегда можно получить контекстно-зависимую подсказку.

Всегда можно завершить работу с системой по кнопке Выход.
Выбор режима работы
На первом шаге пользователь должен выбрать один из двух видов работы с системой:
  • аттестация;
  • обучение.


В режиме аттестации в базе данных фиксируются результаты выполнения каждого тестового задания. В режиме обучения фиксируется только лишь сам факт работы по сценарию.
Выбор дисциплины
При работе в любом из режимов пользователю предоставляется список дисциплин, по которым он в данный момент может выполнить задание.


Пользователь должен выбрать одну из дисциплин и нажать кнопку Вперед >>. Для того, чтобы вернуться на этап выбора режима работы или выбора специальности пользователь должен нажать кнопку << Назад.

По кнопке Помощь всегда можно получить контекстно-зависимую подсказку.

Всегда можно завершить работу с системой по кнопке Выход.
Выбор темы тестирования
После того как обучаемый выберет дисциплину, по которой он желает пройти аттестацию или обучающее тестирование, система выдает список всех подходящих сценариев и предлагает выбрать один из них.


Пользователь должен выбрать один из сценариев и нажать кнопку Вперед. В зависимости от выбранного режима либо начнется сеанс обучения, либо перед началом сеанса аттестации система потребует ввести ключи. Для того, чтобы вернуться на этап выбора дисциплины пользователь должен нажать кнопку << Назад.

По кнопке Помощь всегда можно получить контекстно-зависимую подсказку.

Всегда можно завершить работу с системой по кнопке Выход.
Ввод ключа
Для допуска в режим аттестации по любым дисциплинам пользователю необходимо ввести ключ. Ключ сообщается пользователю сотрудником ЦДО, проводящим аттестацию, и действует ограниченное время.


Для того, чтобы начать сеанс аттестации пользователь, после ввода ключа, должен нажать кнопку Начать >>. Для того, чтобы вернуться на этап выбора темы тестирования пользователь должен нажать кнопку << Назад.

По кнопке Помощь всегда можно получить контекстно-зависимую подсказку.

Всегда можно завершить работу с системой по кнопке Выход.

В момент выбора сценария в базу данных заносится время начала работы. Далее осуществляется обучение или аттестация по выбранному сценарию.

В режиме аттестации в базе данных фиксируются результаты выполнения каждого тестового задания. В режиме обучения фиксируется только лишь сам факт работы по сценарию. Если во время сеанса работы возникла сбойная ситуация, то результаты сеанса аннулируются.
Выполнение тестовых заданий
Интерактивное взаимодействие системы с обучаемым осуществляется посредством тест-кадров, которые представляют собой информацию отображаемую на экране в текстовом (а точнее гипертекстовом) и/или графическом виде (схемы, рисунки, графики, сложные формулы, фотографии). Тест-кадры могут быть двух типов:
  • тестовое задание - это вопрос или задача, требующий от обучаемого ответа в той или иной форме;
  • информационный кадр - это информация, требующая от обучаемого внимательного изучения.

Тестовые задания могут быть сформулированы автором и представлены системой в одной из четырех возможных форм:
  • закрытой, предусматривающей выбор обучаемым одного или нескольких правильных ответов из предложенного набора;
  • открытой, предусматривающей самостоятельную формулировку и ввод ответа обучаемым в виде целого числа, вещественного числа, текстового выражения;
  • на соответствие, предусматривающей установление обучаемым правильного соответствия между элементами двух множеств;
  • на установление правильной последовательности, предусматривающей указание обучаемым правильного порядка в перечисленном наборе элементов.

В тестах по одной и той же теме могут использоваться различные формы тестовых заданий. При этом задания могут быть независимыми друг от друга или "сцепленными". Под "сцепленным" тестовым заданием понимается цепочка заданий, предъявляемых обучаемому последовательно, при этом предъявление следующего задания из цепочки зависит от результатов ответа на предыдущее задание.

В нижней части окна тестового задания может отображаться информация о количестве пройденных пользователем заданий и затраченном времени на задание и/или весь тест, если это предусмотрено автором пакета тестовых заданий.

Если установлено ограничение времени на задание, то по истечении заданного промежутка времени система выдаст предупреждение, что время, выделенное для выполнения тестового задания, закончилось и будет выполнен переход к следующему заданию. Данное задание будет засчитано, как невыполненное.


Если установлено ограничение времени на весь тест, то по истечении заданного промежутка времени система выдаст предупреждение, что время, выделенное для выполнения теста, закончилось, и результат теста засчитывается как неудовлетворительный, т.е. в базу данных данная попытка будет занесена с нулевым результатом.


При попытке закрыть окно тестирования система выдает предупреждение, что в случае преждевременного выхода из системы результат тестирования засчитывается как неудовлетворительный, т.е. в базу данных данная попытка будет занесена с нулевым результатом.


Тестовое задание закрытой формы представляется на экране в следующем виде:


При каждом новом предъявлении тестового задания альтернативные ответы автоматически переставляются случайным образом. От обучаемого требуется выбрать один или несколько ответов, а затем нажать кнопку Ответ готов.

Задание считается выполненным правильно, если отмечены только верные варианты ответов.

Если отмечен хотя бы один неверный вариант, то задание выполнено неверно.

Количество начисляемых баллов за правильно выполненное задание пропорционально количеству отмеченных верных вариантов ответа.

Тестовое задание открытой формы с ответом в виде целого или вещественного числа будет представлено на экране в следующем виде:


В текстовое поле в нижней части окна обучаемый должен ввести точное значение целого числа или вещественное число с некоторой погрешностью. При вводе вещественного числа дробная часть от целой отделяется точкой. После ввода числа необходимо нажать кнопку Ответ готов.

Тестовое задание открытой формы с ответом символьного типа будет выглядеть следующим образом:


В текстовое поле в нижней части окна обучаемый должен ввести текстовый ответ в свободной форме. Если требуется ввести несколько ответов, то они вводятся через пробел. После ввода ответа необходимо нажать кнопку Ответ готов.

Тестовое задание на соответствие будет выглядеть следующим образом:


Значимые элементы заданий на соответствие при каждом новом предъявлении автоматически переставляются случайным образом.

От обучаемого требуется установить в соответствие элементам, расположенным в левой части окна, элементы расположенные в правой части. Для этого в текстовые поля, расположенные около элементов ответов, необходимо вписать соответствующую цифру. Количество элементов в правой части может быть избыточным. Тогда текстовые поля у тех элементов, для которых нет соответствия, обучаемый должен оставить пустыми.

Тестовое задание на установление правильной последовательности будет выглядеть следующим образом:


Значимые элементы заданий на установление правильной последовательности при каждом новом предъявлении автоматически переставляются случайным образом.

От обучаемого требуется проставить порядковые номера в текстовых полях напротив элементов предложенного набора.

Информационный кадр будет выглядеть при предъявлении на экране следующим образом:


От обучаемого требуется внимательно изучить информационную страницу, так как информация может пригодиться для правильного ответа на последующие вопросы и затем нажать кнопку Продолжить.
Результаты тестирования
После окончания сеанса обучаемому предоставляется его результат, а затем можно завершить работу с системой, повторить обучение по данной теме или Продолжить работу с системой по другой теме.




Вопросы и предложения
de@mail.ifmo.ru


(c) Центр Дистанционного Обучения, 2003
Перепечатка материалов запрещена