Самым примитивным методом воздействия на людей с целью получения желаемого результата является метод "кнута и пряника". Его можно с большим приближением рассматривать как метод мотивации, основанный на первичных потребностях, и соотнести с теориями бихевиоризма ("стимул-реакция"). Известен с рабовладельческиж времен. В настоящее время трансформировался в систему простейших экономических и административных стимулов и санкций.
Факторы этого метода:
- пропорциональные доплаты и удержания;
- работа на условиях администрации;
- коллективный подряд
и т.д.
Несмотря на свою примитивность, метод имеет свою экологическую нишу и в современных условиях. Его применяют:
- при низкой содержательности работ;
- при авторитарном стиле руководства;
- если работник не может (по каким-либо причинам) найти себе другое место работы;
- на должностях младшего обслуживающего персонала, чей доход в основном и напрямую зависит от объема выполненной работы;
- в критических для фирмы ситуациях.
По мере социального развития как общества в целом, так и индивида в нем у работника на первый план все больше выходят вторичные потребности. Соответственно, появились психологические методы воздействия на работников и психологические теории мотивации. Они подразделяются на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации имеют целью установить потребности работников и определить в их структуре оптимальное соотношение внутренних и внешних вознаграждений.
Процессуальные теории мотивации имеют целью установить вероятность наступления ожидаемого результата при мотивирующей роли данной потребности и различной возможной степени ее удовлетворения. Процессуальные модели основываются на теории бихевиоризма и, в частности, на том, что действие стимулов (положительных или отрицательных) определяется несколькими факторами:
- поощрение и наказание являются подсознательными феноменами;
- их действие зависит более от скорости следования поощрения (наказания) за действием, чем от логических или причинных связей;
- положительный стимул оказывает более длительное (в пределе - постоянное) воздействие.
1. Модель иерархии потребностей по А. Маслоу. Относится к моделям содержательного типа. Модель уже рассматривалась в курсе общей психологии и поясняется рис. 6.
Рис. 6. Пирамида Маслоу
Методика применения модели для организации мотивации состоит в следующем: на базе изучения психологического портрета работника выявить его доминирующую потребность и поместить его на должность, где она будет удовлетворена с наибольшей пользой для организации.
Пример: для позиции "руководитель отдела по связям с общественностью" лучше всего подойдет человек, у которого ведущими потребностями являются потребности в общении, причастности и власти (тогда он будет развивать у себя риторические способности, умение вести дискуссию, желание управлять другими и влиять на них, организаторские способности, нужную манеру поведения, способность к компромиссу и т.д., что и требуется на этой должности).
Недостатки модели:
- поведение человека стимулируемая не одной активной потребностью, поэтому подобной структуры в чистом виде не существует (в частности, чтобы более высокий уровень потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно полное удовлетворение потребностей низшего уровня);
- в модели не учтены индивидуальные различия людей (в одном и том же поведенческом акте могут выражаться различные потребности, как показывает вышеприведенный пример с шавермой);
- не подтверждается идея об автоматическом переходе на следующий уровень потребностей при удовлетворении предыдущего;
- модель в целом плохо адаптируется для России.
2. Модель Врума. Относится к моделям процессуального типа. Выражается формулой мотивации:
М = а ? б ? в,
где а - личные ожидания по связи "затраты труда - результат"; б - личные ожидания по связи "результат - вознаграждение"; в - валентность (степень относительной личной удовлетворенности результатом). Другими словами, работник должен быть уверен (высокий уровень ожиданий), что, если он будет прилагать усилия, у него получится выполнить задание (величина а), и за это ему адекватно заплатят (величина б), и это будет очень хорошо для него лично (величина в).
Методика применения модели в организации:
- установить твердое соотношение между результатами труда и вознаграждением только за эффективную работу;
- сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от работника;
- поднимать его самооценку, уровень полномочий и профессиональных знаний.
Недостатки модели:
- очень высок разброс оценок и ожиданий, поэтому трудно формализовать модель и, соответственно, найти инструментальные методы для ее реализации.
3. Модель Макклеланда - Аткинсона (модель "успех-власть-причастность"). Относится к содержательному типу.
Содержание модели: основа поведения человека - это потребности высших уровней, среди которых доминируют потребности во власти (желание воздействовать на других; находится между потребностями в уважении и самовыражении), в успехе (доведении работы до успешного конца, причем на основе личных достижений, а не общественного признания) и причастности (общении, принадлежности, помощи другим).
Методика применения модели:
- выделять людей, у которых доминирует (активизирована) одна из перечисленных потребностей;
- людей с потребностью во власти ставить на руководящие должности не ниже среднего ранга; на основе модели хорошо определяется предельный уровень власти, посильный для данного индивида;
- людям с потребностью в успехе ставить сложные задачи и делегировать достаточно полномочий для их решения, причем гарантировать им конкретное вознаграждение по результатам труда; эти люди наиболее целеустремленны и должны составлять костяк организации;
- людям с потребностью в причастности создавать условия для неформальной коммуникации; именно они проявляются наибольшую преданность фирме, готовы к успешной групповой работе и к тому, чтобы стать неформальным лидером.
Недостатки модели:
- модель не показывает механизм удовлетворения потребностей низшего уровня, которые в неустойчивой жизни в России не менее важны, чем высшие;
- при реализации модели возникают серьезные организационные трудности.
4. Теория справедливости. Модель процессуального типа.
Содержание модели: работник субъективно определяет соотношения "усилия/вознаграждение" у себя и других работников на сходных должностях. Если он считает эти соотношения несправедливыми, у него возникает психологический дискомфорт, разрешить который можно либо повышая вознаграждение, либо снижая эффективность и качество труда.
Модель трудно реализуется в России:
- трудно согласовать понятие справедливости у работника и руководителя;
- малые финансовые возможности для повышения вознаграждения;
- все потребности предлагается удовлетворять только с помощью денег, что сегодня неактуально.
5. Двухфакторная (мотивационно-гигиеническая) теория Ф. Герцберга. Модель содержательного типа. Содержание модели поясняется рис. 7.
Рис. 7. Гигиеническая модель индивидуальной мотивации
Недостатки модели:
- отсутствие тесной корреляции между удовлетворением и производительностью труда;
- трудности объективизации модели;
- наличие в организации двух групп факторов одновременно не всегда возможно.
6. Концепция организационного роста Литвина - Стрингера. Считается наиболее современной и продвинутой. Объединяет в себе модель Макклеланда и теорию поля К. Левина.
Содержание теории поля:
наблюдаемое в данный момент поведение работника есть функция поля, в котором оно проявляется. При этом поле образуется взаимозависимыми факторами - личностью и внешней средой. Поэтому для трансформации поведения работника ( управления его поведением) появляются новые возможности - путем изменения внешней для работника среды, а также путем комбинированного воздействия одновременно на его личность и среду.
Преимущества модели: очевидно, что изменить обстоятельства и окружение обычно легче, чем личность. Особенно это актуально для малого бизнеса и вообще для малой группы (в большой организации изменить внешнюю среду труднее).
Содержание теории организационного роста Литвина - Стрингера хорошо описывается таблицей влияния факторов психологического климата в организации на потребности работника:
Факторы
психологического климата в
организации
|
Высшие потребности работника (как рядового
сотрудника, так и руководителя)
|
|
в
успехе
|
во
власти
|
в
признании
|
Структурные
ограничения
|
Снижают
(-)
|
Увеличивают
(+)
|
Снижают
(-)
|
Ответственность
|
+
|
+
|
Не
влияет (0)
|
Теплота
отношений
|
0
|
0
|
+
|
Поддержка
|
+
|
0
|
+
|
Награда
|
+
|
0
|
+
|
Конфликт
|
+
|
+
|
0
|
Стандарты
работы
|
+
|
0
|
0
|
Престиж
|
0
|
-
|
+
|
Риск
|
+
|
0
|
0
|
7. Модель Выготского о параллельной мотивации. Разработана школой Выготского (1924) применительно к педологии (науке о ребенке), но хорошо адаптируется к мотивации не только образования, но и труда.
Содержание модели: в психике человека высшие и низшие потребности развиваются и удовлетворяются только параллельно (то есть невозможно удовлетворить потребности одного уровня с помощью средств другого), а не иерархически, как у Маслоу. При этом высшие потребности формируются только социально (под действием воспитания и обучения) и удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых - деятельность, а высшая - творческая деятельность (с другой стороны, это противоречит развитому Пиаже соотношению деятельности и творчества).
Как мы видим, теория еще не алгоритмизирована, как западные (см. 1-6), но перспективна.
Существует еще ряд моделей мотивации к труду:
- модель Хомского (1991) - работа как товар, который продается на рынке труда; при этом цель жизни - накопление и потребление (было в прошлом году);
- модель Кропоткина (1919) - работа есть физиологический путь расходования накопленной энергии ("радость труда") (было в прошлом году);
и др.
|