Слово "мотивация" происходит от латинского "мотус"- движение. Можно определить мотивацию как методы воздействия на людей (в том числе и на себя самого) с целью получения желаемого результата. Выделим основные понятия теорий мотивации. Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребности могут быть: - сознательные и бессознательные (неосознаваемые в данный момент данным индивидуумом); - первичные (по своей природе физиологические и врожденные - в пище, воде, воздухе, сне, сексуальных отношениях) и вторичные (психологические - в успехе, уважении, власти, принадлежности и т.д.). Диапазон вторичных потребностей очень широк и специфичен для каждого человека как индивидуальности; в то же время для данного человека вторичные потребности имеют постоянный или очень продолжительный характер. Побуждение - ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и цель. Порождается потребностью. При достижении цели удовлетворение потребности может быть положительным (полным или частичным) и отрицательным. В первом случае человек склонен: - при повторении ситуации повторять данное поведение; - искать новые подобные ситуации. Во втором случае такое поведение в будущем избегается. Рассмотрим пример. Человек имеет потребность в еде. На базе этой потребности у него возникает побуждение купить шаверму. Если этим актом он удовлетворяет только первичную потребность (непосредственно в насыщении), то можно ожидать повторения такого поведения. Однако современный человек социализирован, и этим актом он удовлетворяет (или нет) еще целый букет вторичных потребностей: - в принадлежности ("приятель покупает именно шаверму" или "в моем социальном круге не принято покупать еду на улице" и т.д.), - в власти ("я покупаю шаверму, хотя мама и не разрешает, потому что я уже большой и независимый"), - в успехе ("это очень дорогая еда"), и т.д. В этом случае предсказать поведение конкретного человека (в том числе и ему самому) становится уже очень сложно. Этот простой пример достаточно наглядно показывает возможности организации мотивации через потребности и проблемы, возникающие при этом. 1. Структура потребностей у конкретного человека определяется, среди прочих факторов, местом в социальной иерархии и ранее приобретенным опытом, а эти показатели в группе людей имеют большой диапазон изменений. Поэтому трудно организовать единую мотивацию для группы. 2. Удовлетворение одной и той же потребности у двух людей может требовать совершенно разных действий. Например, потребность в доверии со стороны начальника может реализовываться у одного работника получением сложной работы, а у другого - предоставлением свободного режима работы. 3. Для организации как социального института характерны взаимозависимость работ, недостаток информации о работе каждого, текущее изменение служебных обязанностей - эти факторы дополнительно усложняют процесс мотивации. Следующее базовое понятие теорий мотивации - вознаграждение. Вознаграждение (поощрение) - все, что человек считает ценным для себя. Поощрения делятся на внутренние (существующие в сознании индивида - чувство самоуважения, удовлетворенность результатом, ощущение значимости и содержательности своего труда, ощущение ответственности труда, неформальное общение в процессе труда) и внешние (то, что дает организация за выполненную работу - зарплата, премии, продвижение по службе, символы статуса и престижа, похвалы и признания, дополнительные льготы и вознаграждения). К базовым понятиям относится также разделение на факторов, определяющих мотивацию, на регуляторы мотивации и главные мотиваторы. Регуляторы мотивации: - характеристики рабочей среды (дизайн помещения, система питания, уровень шума, чистота, физические условия работы); - вознаграждение (оплата труда и другие выплаты, выходные дни, система медобслуживания, социальное обеспечение, дополнительные материальные выгоды); - безопасность (принадлежность, причастность, уважение, одобрение, стиль управления, отношения с окружающими, принятый в компании стиль отношения к сотрудникам. Главные мотиваторы: - личное развитие (ответственность, новый опыт, возможность экспериментирования, возможность обучения); - чувство причастности ( доступ к информации, совместное принятие решений, возможность представлять компанию); - интерес и вызов (возрастающая ответственность, перспективные цели и скорость продвижения к ним). Если факторы этих двух групп сбалансированы, то у сотрудников возникают желаемые для руководителя удовлетворенность работой и преданность организации. |