Выделим перечень признаков слабого руководителя.

1. Всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, так как не способен предугадать их, почувствовать их приближение и приготовиться к ним.

Отчасти это - вопрос интуиции, отчасти - грамотного планирования. В любом случае руководитель должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновениями с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), "держать удар", быть хладнокровным.

2. Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается сделать сам.

Задача шефа - создать такие условия, чтобы в его группе сотрудники работали наиболее эффективно, а не в том, чтобы загрузить себя работой. Это умение называется делегированием полномочий и будет рассмотрено отдельно.

3. Занят всем сразу, из-за чего никогда не имеет времени.

Это - верный путь к неврозам. Переходить к новой задаче можно только тогда, когда предыдущая либо полностью решена, либо получено ясное представление о характере ее решения.

К сожалению, эта рекомендация плохо выполнима на практике. Здесь скорее помогает разбиение каждой задачи на относительно законченные стадии и постадийно-позадачные переходы. С точки зрения психологии важно, что каждая такая стадия должна психологически восприниматься как законченная и приносить некоторое удовлетворение. Кроме того, необходимо развивать в себе умение сказать "нет".

4. Старается отложить решение; признак - заваленный бумагами стол.

Как правило, мы прибегаем к оттягиванию решения в том случае, когда задача или ход ее возможного решения для нас неясны (объективно или субъективно). Типичная рекомендация в этом случае - вариации на тему "не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня" (установить жесткие сроки решения вопросов, разделить проблему на части и т.д.).

Однако "кидаться на каждую поступающую задачу" - далеко не всегда оправданная тактика:

Во-первых, как говорилось в курсе общей психологии, действительно важные, творческие и значимые задачи решаются в подсознании; управлять ходом этого процесса мы чаще всего не в состоянии, а можем только поддерживать в себе некое состояние решения проблемы и ждать инсайта в той или иной форме;

Во-вторых, большое количество задач управленческого плана требуют сбора дополнительной информации и поэтому не могут быть решены сразу. Задача руководителя - сознательно ограничить поиск информации минимально необходимым уровнем (принять не наилучшее, а выполнимое решение);

В-третьих, в производственной жизни любой организации огромен уровень дублирования руководящих указаний; поэтому достаточное количество задач отпадает само по себе, и решающий их выглядит по меньшей мере неуместно.

5. Работает по 10-14 часов, засиживается в учреждении допоздна, работает даже по ночам.

В любом случае это - прямой путь на кладбище. Однако если это - стиль вашей организации или ожидания вашего начальства, то потеря работы - не менее верный путь туда же. Здесь помогает расстановка индивидуальных приоритетов.

6. Все видит белым или черным, для него нет полутонов.

Как ни странно в наше время, такое еще встречается, особенно среди лидеров-мужчин авторитарного плана (военные и т.д.).

7. Неспособен отличить главное от второстепенного, склонен из мухи делать слона.

Это - опять-таки проблема расстановки приоритетов; здесь хорошо помогают психологические методики.

8. Фамильярен с подчиненными, стремясь приобрести репутацию хорошего руководителя. В частности, работает по принципу открытых дверей, к нему в кабинет идет кто хочет, когда хочет и по любому поводу.

Здесь важна даже не сама степень надменности/фамильярности, а умение поддерживать взятый тон (в частности, в классе).

9. Готов к любому компромиссу, чтобы избежать ответственности; склонен сваливать вину за свои ошибки на других; ищет козла отпущения.

Во-первых, обязанность менеджера любого проекта - заранее продумать, что делать в случае провала, и подготовиться к этому, в том числе психологически;

во-вторых, поиск виноватого (или форс-мажорных обстоятельств и т.д.) вполне оправдан для поднятия самооценки (если, конечно, он не задевает интересов других людей), но задерживаться на этом этапе не стоит, так как исправить уже ничего нельзя. Здесь помогают различные рекомендации типа Д. Карнеги (закрой дверь во вчерашний день и т.д.).