Заражение - бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, набюлюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей. Примеры: - религиозные экстазы; - массовые психозы; - паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить; - эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты. Заражение - не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д. Как это запустить? К сожалению, этот вопрос практически не исследован. Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Здесь, в отличие от заражения, передается информация, но она воспринимается некритически. Отличия механизма внушения от механизма заражения: - заражение - сопереживание всей массой людей (в том числе и лидером) общего психического состояния ; при внушении суггестор не подвергается такому же состоянию, что и принимающие индивидуумы. - внушение, как правило, вербально; при заражении используются и другие средства (восклицания, ритмы и др.) Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем. Внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике; здесь достигается не согласие, а просто принятие информации как готового вывода; у. происходит логическим методом, и вывод делает сам убеждаемый. Другими словами, убеждение - интеллектуальное воздействие, а внушение - эмоционально-волевое. Отсюда - факторы эффективности социального внушения: - в целом дети сильнее поддаются внушению, чем взрослые; - более внушаемы люди утомленные, ослабленные физически и эмоционально; - важен авторитет суггестора как личности и как представителя социальной группы (эффект косвенной аргументации). Таким образом, внушение относится к манипулятивным способам воздействия на аудиторию. Исследованы приемы сопротивления внушению (контрсуггестия) и приемы снятия этой психической самозащиты (контрконтрсуггестия). Примеры внушения мы находим в пропаганде и рекламе. И то, и другое формально апеллирует к логике и сознанию, но метод внушения используется весьма широко. В частности, здесь разработана особая концепция "имиджа" (специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются только определенные стороны объекта).Имидж сгущает нужные рекламодателю краски образа и, тем самым, выполняет функцию механизма внушения. Кроме того, грамотно построенный имидж адресуется к эмоциональной стороне восприятия, что облегчает внушение. Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания: - внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам; - низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д.). Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу. |