Профессиография – это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику.
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Психограмма - психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:
• комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;
• целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;
• типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;
• реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;
• учета перспектив профессионального роста и карьеры;
• надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;
• научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).
В зависимости от целей профессиографии проектируются различные профессиограммы. В профессиоведческой литературе представлены информационные, диагностические, прогностические, методические профессиограммы. Для предмета нашего изучения важное значение приобретают образовательно ориентированные и проспектированные профессиограммы. Рассмотрим их.
Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу данного вида профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Исследователи образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектное ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
Блок "Паспорт профессии" включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
Блок "Основной объект (сфера) профессии" содержит сведения о типе профессии: "человек - природа", "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок "Ключевые ценности профессии" включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.
Блок "Предметно-профессиональная компетентность" содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.
Блок "Социально-профессиональная компетенция" отражает следующие направления субъектности личности:
• развитие мыслительного потенциала;
• возможности саморегуляции и саморазвития личности;
• направленность личности на "стратегию успеха";
• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.
Блок "Специальные психофизиологические требования" отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:
• наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);
• уровень профессиональной подготовки;
• шифр;
• параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);
• степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);
• критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
Проспектированное профессиографирование. Данный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.
Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Для реализации этого положения необходимо проспектированное профессиографирование.
Основываясь на концепции профессионального становления личности, была разработана модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение - проектирование профессионального роста специалиста, область применения - аттестация персонала, профессиональное консультирование, оказание помощи службам занятости.
Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления.
На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:
• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;
• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;
• способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.
Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.
Приведем схему проспектированной профессиограммы.
1. Паспорт профессии:
· тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
· уровень образования и ступени (категории) квалификации;
· смежные специальности и профессии;
· социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
· форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
· уровень получаемой квалификации;
· перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:
· функции;
· конкретные виды деятельности;
· типовые профессиональные задачи;
· профессиональные умения.
4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:
· ведущая деятельность;
· основные подструктуры субъекта деятельности:
· профессиональная направленность;
· профессиональная компетентность;
· профессионально важные качества (ключевые квалификации);
· профессионально значимые психофизиологические свойства;
· психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
· режим труда;
· нервно-психическая напряженность;
· сенсомоторная и перцептивная сферы;
· медицинские противопоказания.
Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования.
|