Тема 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Абстракт
Хронологический аспект возрастной психологии рассматривается - в плане
микрохронологии и в плане макрохронологии.
Микрохронология изучает возрастную динамику психических функций в
отдельные отрезки жизни. Здесь выделяется два основных закона - закон
неравномерности развития и закон гетерохронности.
Макрохронология
изучает видовую и индивидуальную продолжительность жизни человека.
Особую проблему составляет периодизация жизненного цикла, так как
трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.
Хронологические характеристики развития личности в целом характеризуются следующими параметрами:
· темп (скорость развития данной характеристики);
· длительность (возрастных изменений данной характеристики на протяжении жизни человека);
· направленность (эволюция - развитие или инволюция - обратное развитие).
Кроме того, хронологический аспект возрастной психологии, в свою очередь, рассматривается как бы в двух планах - в плане микрохронологии и в плане макрохронологии.
Микрохронологический подход
Микрохронология изучает возрастную динамику отдельных психических функций в отдельные отрезки жизни.
Существует 2 основных закона микрохронологических изменений - закон неравномерности развития и закон гетерохронности.
.Закон неравномерности развития – изменение отдельных психических функций имеет разные темпы как в период роста, так и в период старения.
Рассмотрим усредненную кривую изменения пороговых величин слуховой, зрительной и кинестетической чувствительности человека в период от 4 до 102 лет (рисунок). На кривой выделяются три характерные точки: А – смена знака ускорения в развитии, В – максимум, С – точка стабилизации.
Форма кривой показывает, что все сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью:
· до 6-7 лет имеет место ускорение развития всех функций;
· в период 7-20 развитие идет с замедлением;
· в 20 лет достигается оптимум в развитии сенсорных функций;
· в период 20-50 лет идет ускоренное ухудшение сенсорики;
· после 50 лет процесс старения сенсорных функций все более замедляется; то есть то, что человек сохранил к 70 годам, практически ужу не ухудшится до смерти.
Отдельно рассмотрим наиболее важные в социальном плане функции - зрительную и мнемическую.
Зрительная функция: для остроты зрения А= 4,3 года, для поля зрения А = 6,2 года; В статистически не выявлена; С = 79 лет.
Функция памяти носит колебательный характер; в период от 7 до 40 лет имеет место нерегулярное чередование моментов повышения и понижения продуктивности всех видов памяти; амплитуда этих колебаний максимальна в период 12-27 лет, затем снижается. При этом чем выше продуктивность данного вида памяти, тем больше ее колебания в ходе возрастной динамики.
Закон гетерохронности – разновременность прохождения основных стадий и внутреняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека).
Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.
Выделяется внутрисистемная (внутрифункциональная) и межсистемная (межфункциональная) гетерохронность.
Пример внутрифункциональной гетерохронности – возрастное снижение чувствительности к восприятию цвета (рисунок).. Наиболее долго сохраняется восприятие среднего участка спектра (желто-зеленый), а также тренируемые функции (красный - у сталеваров; у пилотов вообще не падает).
Межсистемная гетерохронность проявляется в том, что разные системы формируются в разное время; при этом вначале формируются более старые в филогенетическом смысле образования.
Примеры межсистемной гетерохронности:
·
у ребенка
эволюционно более старые области мозга (древний мозг, средний мозг) полностью
сформированы к моменту рождения; в то же время лобная и теменная части мозга
заканчивают формирование только к 2 годам;
·
достижение
различных видов зрелости: физиологическая - 16 лет (половое созревание); личностная
- 18-22 года (окончание учебы); зрелость как субъекта деятельности - 34-40 лет.
По поводу развития всех психических функций в детском и подростковом возрастах будем говорить отдельно и подробно. Сейчас рассмотрим периоды ранней взрослости и взрослости/старения.
В ранней взрослости (18-21 год) имеет место разнонаправленность развития психических функций: повышается поле зрения, глазомер, пространственные представления, внимание, характеристики опознавания и распознавания; понижаются острота зрения, кратковременная память; стабильна наблюдательность.
В период старения гетерохронность выполняет компенсаторную функцию, способствуя сохранности одних функций за счет других, причем более всего сохраняются жизненно важные и тренируемые функции: словесно-логическая память (по сравнению с образной); все функции руки; речеслуховая и зрительная ориентация. В частности, у водителей транспорта все зрительно-пространственные функции как главные компоненты трудоспособности почти не меняются до старости.
Онтогенетическое развитие интеллекта во взрослом периоде носит противоречивый характер: невербальные характеристики (практический интеллект) постепенно снижаются после 30-35 лет; прогрессируют после 30-35 лет и достигают максимума после 40-45 лет. Вообще вербально-логические функции, формируясь в раннем детстве, характеризуются наибольшей сохранностью и являются существенным фактором, противостоящим старению человека.
Пики максимальных достижений в развитии функций и свойств человека:
· сенсорное и сенсомоторное развитие 18-25 лет
· творческие и интеллектуальные достижения 35 и 47 лет, в том числе. в некоторых областях (наука, литература) 40 и 55 лет
· наиболее общие социальные достижения 55-65 лет
Что еще противодействует старению (затормаживает инволюцию психических функций):
· образование; в детстве и ранней взрослости эффективно моторное научение, а дальше - словесное;
· одаренность; у одаренных людей интеллектуальный прогресс имеет место более длительный период, инволюция наступает позже и протекает медленнее.
Таким образом, сочетание филогенеза (общей эволюции психических функций) и онтогенеза (совершенствование профессионально важных функций) может приводить к неожиданным результатам, изменяя филогенетические закономерности.
Макрохронологический
подход
Изучает видовую и индивидуальную продолжительность жизни человека.
Продолжительность жизни как видовая характеристика: В табл. 1 представлена средняя продолжительность жизни (СПЖ) в различные исторические эпохи.
каменный век |
19 лет |
античность |
20-30 лет |
19 век |
34-49 лет |
конец 20 века (развитые страны) |
женщины – 80 лет, мужчины – 72 года |
Эти данные, имеющие очевидное экономическое объяснение, вполне справедливы и с точки зрения социобиологии. Развитие популяции человечества привело к удлинению периода взросления; следовательно, требуется рост СПЖ (для воспроизводства следующего поколения и создания хотя бы минимума условий для его существования).
С точки зрения физиологии эти данные также находят объяснение. Развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца. На 5-ый день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, к моменту рождения их 800 млрд, а в расцвете жизни, между 20 и 30 годами - около 50 трлн. Многие ученые поддерживают мнение, что число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность жизни человека (за редким исключением) не может превышать 110 лет. По-видимому, если не будет сделано каких-либо сенсационных открытий, этот потолок вряд ли удастся превзойти.
Подчеркнем, что, если СПЖ за последние полвека увеличилась на 15-20 лет, это отнюдь не означает, что жизнь взрослого человека стала на 15-20 лет длиннее. На Западе человек, достигший сегодня 60 лет, может надеяться прожить еще 17 лет, что есть всего на 1 год больше, чем это было 50 лет назад. Рост СПЖ главным образом связан со значительным падением детской смертности за счет массовых вакцинаций.
Пример: человек занимает некое среднее положение по
СПЖ среди всех представителей живой природы: бактерия живет несколько минут,
кипарис - до 10 000 лет, баобаб - до 5 000 лет.
Индивидуальная продолжительность жизни.
Индивидуальная продолжительность жизни (ИПЖ) зависит ряда факторов.
· Социально-экономические факторы (экономическое развитие государства, улучшение гигиенических условий, снижение детской смертности, достижения медицины). Так, в слаборазвитых странах ИПЖ составляет 32-45 лет; а в развитых странах 68-73 года.
· Экологические факторы (температура, воздушная среда и т.д.). Показано, что снижение температуры тела, то есть жизнь в холоде, замедляет интенсивность и темп обменных процессов и тем самым замедляет старение. Так, у дрозофил при t = 10° ИПЖ составляет 177,5 дня, а при t = 30° – 15,2 дня. Аналогичные данные получены по мышам и крысам.
· Уменьшение содержания кислорода в воздухе приводит к недоокислению многих веществ в организме (проблема свободных радикалов) и преждевременному старению. Вспомним, что большинство долгожителей живут в сельской местности.
· Генетические факторы. Имеет место корреляция ИПЖ детей и родителей. Так, 86% людей старше 90-100 лет имеет родителей-долгожителей; близнецы имеют примерно одинаковую ИПЖ; сердечно-сосудистые заболевания протекают легче, если родители – долгожители.
· Половой диморфизм. У женщин выше надежность систем саморегуляции, поэтому ИПЖ женщин выше, чем у мужчин.
· Гетерозис (смешение разных расовых групп). Дети от смешанных браков живут в среднем дольше.
· Образ жизни (режим питания, двигательный режим, активность человека как личности и как субъекта деятельности). Получена высокая корреляция (0,8-0,9) между общей калорийностью пищи, интенсивностью белкового обмена и видовыми сроками жизни.
Примеры: чем выше
потребление белка на 1 ед. массы тела, тем ниже СПЖ. Ожирение на 25-34% от
нормы приводит к росту смертности на 41%, при этом ИПЖ падает на 6-8 лет.
Хроническое перенапряжение ЦНС уменьшает СПЖ. Также плохо действует и
недонапряжение (это показано на крысах). Здесь очень хорошо подтверждается
теория Селье о роли стресса, то есть требуется оптимальный уровень нагрузок, в
том числе эмоциональных.
· Творческая активность: ИПЖ у выдающихся ученых и деятелей искусства на 3-3,5 года выше средневидовой. Лица творческих профессий меньше подвержены наиболее частой болезни старческого возраста - атеросклерозу сосудов головного мозга. Среди них крайне редки случаи старческой деменции (слабоумия), то есть нет спада творческой активности до самого преклонного возраста. Таким образом, позднее завершение деятельности - один из главных факторов долголетия, ибо только в деятельности все основные ресурсы человека не только реализуются, но и воспроизводятся.
Видовые изменения временной структуры продолжительности жизни. В основном это такие явления, как акселерация и ретардация.
Акселерация - ускорение развития (в основном физического) в раннем онтогенезе, начиная с периода новорожденности.
Примеры: удвоение веса новорожденных 100 лет назад
достигалось к 6 мес., а сегодня – к 4,5 мес.; начало полового созревания – в 17
и 13 лет, соответственно. То же относится и к психическим функциям. Так,
показано, что дети, независимо от форм и методов обучения, в 60-х гг. читали
быстрее, чем в 20-х. Есть и отрицательные проявления акселерации. Например, у
молодежи 90-х гг. 20 века выявлено возрастание интеллектуальности и снижение
фантазии.
Ретардация - замедление процессов старения. В результате расширяется период акме (наиболее продуктивной жизни).
Выделим общие закономерности макрохронологического аспекта возрастной психологии:
усиление влияния социальных условий по отношению к генетическим факторам;
рост роли онтогенеза по отношению к филогенезу.
Периодизация жизненного цикла составляет особую проблему, так как трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.
В педиатрии периодизация проводится в основном по физиологическим показателям:
· внутриутробный период
· период новорожденности
· период вскармливания грудью
· период молочных зубов
· период отрочества
·
период полового созревания,
то есть здесь психологические критерии практически не учтены.
В России используется периодизация ЮНЕСКО, основанная на социальных факторах, но учитывающая и психологические факторы, особенно на начальных стадиях:
· новорожденный (0-1мес.)
· младенчество (1мес.-1 год)
· преддошкольный возраст (1год -3года)
· дошкольный возраст (3-7лет)
· младший школьный возраст (7-10...11)
· подросток(10...11-13...14)
· старший школьный возраст (13...14-16...17)
· юность (16...17-19...20)
· ранняя зрелость (20-35лет)
· средняя зрелость(35-45 лет)
· поздняя зрелость (45-55...65 лет)
· пенсионный возраст (свыше 60 лет)
Как легко видеть, приведенные классификации не включают в себя содержательного истолкования тех или иных периодов жизненного цикла, хотя и приняты в качестве официального документа (как классификация ЮНЕСКО). Теперь рассмотрим периодизацию жизненного цикла по Ж. Годфруа, которая является как бы сводкой уже рассмотренных периодизаций и в то же время соотносит определенный период жизни с главным, в определенным смысле, процессом этого периода.
Годфруа делит всю жизнь на 4 этапа:
· пренатальный период (развитие плода от зачатия до момента рождения).
· детство
· отрочество
· зрелость
Детство, по Годфруа, включает в себя три стадии:
· первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. Это период развития функциональной независимости (сидит, стоит, e.$(b) и речи;
· второе детство охватывает период от 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
· третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.
Детство заканчивается с началом полового созревания.
Отрочество, по Годфруа, подразделяется на 2 периода:
· пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;
· ювенильный период (с 16 до 18-20 лет) соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и среде своих сверстников;
Юность представляет собою переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.
Зрелость, по Ж. Годфруа, несколько произвольно разделяется на 3 стадии:
· стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет; она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;
· зрелый возраст, продолжающийся от 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении;
· завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни.
О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 лет возраст считается преклонным.
Еще раз напомним, что в более младшем возрасте сильнее выражены общие закономерности развития человека; чем старше человек, тем больше проявляются индивидуальные различия. Вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что психическое развитие человека в детстве и отрочестве изучено сравнительно хорошо, в то время как изучение других периодов жизни еще только начинается. В частности, до сих пор весьма поверхностно исследованы пренатальная жизнь и зрелость.
Существуют также периодизации жизненного цикла человека, основанные на становлении его личности, которые рассматриваются в теме "Жизненные кризисы человека".