Внутриполитический курс российского самодержавия этого периода связан с европейской реакцией. После завершения войны 1812 г. и военных кампаний 1813 -1814 гг. положение в стране ухудшилось. Был дезорганизован государственный административный аппарат, расстроены финансы, нарушилось денежное обращение. В этих условиях политика самодержавия приобрела более консервативный характер. Ряд проектов, предложенных новым окружением императора, касался вопросов разделения властей, повышения ответственности администрации, усиления надзора и контроля, взаимоотношения центральной и местной властей. Но все эти предложения в конце концов сводились к незначительным организационным перестановкам и чаще всего не реализовывались. Однако до 1820 г., наряду с проведением ряда реакционных мер, имели место и некоторые уступки "духу времени", продолжали разрабатываться планы либеральных реформ.
Император еще не оставил попыток решения крестьянского вопроса и осуществления конституционных идей. Завершилось проведение крестьянской реформы в Прибалтике, начало которой было положено в 1804-1805 гг. Так, в 1816 г. вышел указ об освобождении крестьян в Эстонии (без земли). Получив личную свободу, крестьяне оказывались в полной зависимости от помещиков. В 1817-1819 гг. на таких же условиях освобождались крестьяне Эстонии и Латвии (Курляндии и Лифляндии). В 1818-1819 гг. разрабатывались проекты освобождения крестьян России (при максимальном соблюдении интересов помещиков). Влиятельный сановник, правая рука царя, граф А. А. Аракчеев (военный министр с 1808-1810 гг., с 1810 г. - директор департамента военных дел Государственного совета, с 1815 гг. контролировавший деятельность Комитета министров) предложил проект освобождения крестьян от крепостной зависимости, посредством выкупа их у помещиков с последующим наделением землёй за счёт казны. Министр финансов Д. А. Гурьев считал необходимым провести освобождение крестьян на договорной основе с помещиками, а различные формы собственности вводить постепенно. Оба проекта были одобрены царём, но не реализованы.
В мае 1815 г. присоединённому к России Царству Польскому была дарована конституция (одна из самых либеральных конституций того времени). Это был первый шаг по пути введения конституционного правления в России. В 1819 г. конституцию получили Бессарабия и Финляндия (вошедшая в состав России в 1809г.) Таким образом, конституционное правление существовало уже в ряде регионов страны. Это внушало надежды на скорое его введение на всей территории империи. С 1819 г. по поручению императора проводилась работа над созданием проекта будущей российской конституции (авторами проекта стали Н. Н. Новосильцев и П. А. Вяземский). За год документ был закончен ("Государственная Уставная грамота для России") , но так и не увидел свет .
С начала 20х- гг. Александр I окончательно расстался с реформаторскими либеральными идеями, работа над проектами была свёрнута, интерес к государственным делам утрачен. .Среди окружавших его сановников выделилась фигура А. А. Аракчеева, ставшего фактическим правителем страны. Именно Аракчеев внёс решающий вклад в продолжившуюся бюрократизацию государственного управления. Господство канцелярии и бумажной волокиты, стремление к мелочной опеке и регламентации - таковы важнейшие составные части политической системы, созданной им. Наиболее уродливым проявлением установившегося режима стали, так называемые, военные поселения. Создание военных поселений диктовалось необходимостью поисков новых форм комплектования армии и разрешения финансовых проблем путем перевода части войск на самоокупаемость (т.е. устройства солдат на земле, с целью сочетания военной службы с сельскохозяйственной деятельностью). Первое военное поселение было создано в 1810-1811 гг. Тяжёлые условия жизни поселенцев и двойной гнёт вели к восстаниям и недовольству. Одним из наиболее крупных выступлений стало восстание военных поселян в г. Чугуеве, недалеко от Харькова, (летом 1819 г.). Поселения не стали особой кастой, оторванной от всего населения России и противостоящей ему. Таким образом, планы самодержавия расширить свою социальную базу за счёт этой особой структуры провалились. Это была феодально-бюрократическая утопия.