Культура господствующих слоев русского общества во второй половине XVIII в. во многом определялась просветительной философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей. вниманием к человеческой личности.
Большие успехи были достигнуты в области образования. Сформировалась система закрытых сословных учебных заведений. В Петербурге открылись Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц, в Москве - Коммерческое училище, преобразованы Кадетские корпуса. В новых учебных заведениях старались обеспечить гуманное воспитание детей, развитие природных дарований, запрещались телесные наказания. Были сделаны первые шаги по организации женского образования. По школьной реформе 1782-1786 гг. создавалась система с едиными планами и общей методикой. Открывались 2 и 4-х классные народные училища (для всех сословий), солдатские школы. В 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова?2.127 был открыт Московский университет. В 1757 г. начала обучение Академия художеств в Петербурге. Для подготовки в Университет были созданы две первые гимназии. В конце XVIII в. открылась Медико - хирургическая академия. К началу XIX в. в стране существовало 556 учебных заведений.
Развитие науки в середине XVIII в. связано с именем М.В. Ломоносова (1711-1765), который успешно работал в различных отраслях знаний - физике, химии, астрономии, геологии, истории, географии и др. В Академии наук работали крупные ученые Л. Эйлер?2.128, С.П. Крашенниников?2.129, В.М. Северин, К.Ф. Вольф и др. В развитии агрономии большое значение имели труды А.Т. Болотова?2.130 (1738-1833), по инициативе которого в 1765 г. было учреждено Вольное экономическое общество, с целью внедрения агрономических знаний. Не нашли у современников должной оценки труды талантливых русских изобретателей И.И. Ползунова?2.131 (1728-1766)., И.П. Кулибина?2.132 (1735-1818).
Русский путешественник С.П. Крашенниников (1711-1755) составил первое описание Камчатки. Создаются труды по истории России В.Н. Татащевым (1686-1756), М.М. Щербатовым (1733-1790)?2.133. И.М. Болтиным (1735-1792). Ведущим литературным направлением оставался классицизм. Представителями этого направления были М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин (1743-1816)?2.134. Представителем сатирико-обличительного направления в литературе был Д.И. Фонвизин (1745-1792)?2.135, в комедиях "Недоросль" дана яркая картина жизни и быта помещиков.
Поэт, драматург А.П. Сумароков (1718-1777)?2.136 создает целую серию пьес для русского театра. Родоначальником сентиментализма в русской литературе стал М.М. Карамзин (1766-1826)?2.137, написав повесть "Бедная Лиза".
В 1783 г.с целью обогащения, развития и изучения русского языка была учреждена Российская Академия наук . Ее президентом стала Е.Р. Дашкова (1743-1810). В области общественно-политической мысли доминирующим в этот период было просветительское направление. Его развитие в России связаны с именами Н.И. Новикова (1744-1818)?2.138, А.М. Радищева (1749-1802)?2.139, И.И. Бецкого?2.140.
Произведение А.М. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), обличало крепостное право и самодержавие и призывало к их уничтожению.
В архитектуре во второй половине XVIII в. барокко сменяет классицизм. Представителями раннего классицизма стали В.И. Баженов?2.141 (проект Михайловского замка. Дом Пашкова в Москве), А.Ринальди?2.142 (Гатчинский замок, Мраморный дворец в Петербурге). Архитектор И.Е. Старов?2.143 создает Таврический дворец в Петербурге. Архитектором М.Ф. Казаковым?2.144 были построены здания Сената в Кремле, здания Московского университета и другие постройки в Москве. Екатерининский период в Петербурге связан с творчеством Д. Кваренги?2.145. По его проектам построены здания Академии наук, ассигнационного банка, Эрмитажного театра. Кабинета. Александровского дворца в Царском Селе. Главное место в живописи занял портрет. Повысился художественный уровень произведений. Развитие принципов классицизма видно в творчестве Д.М. Левицкого?2.146, создавшего великолепную галерею парадных портретов "Смолянок". Галерею прекрасных женских образов создает в своих камерных портретах Ф. Рокотов?2.147. В творчестве В.Л. Боровиковского?2.148 проглядывают черты сентиментализма (портрет М.И. Лопухиной).
Скульптором Ф.И. Шубиным?2.149 создается целая галерея скульптурных портретов современников. В 1782 г. в Петербурге был открыт памятник Петру I ("Медный всадник"), созданный по заказу Екатерины II французским скульптором Э.М. Фальконе?2.150.