Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур - западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук. Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений - специальные. В 1699 г. открывается Пушкарская школа. В 1701 г. - школа математических и навигационных наук в Москве ба. На ее базе в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия - первое высшее военное учебное заведение страны. Были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская и другие школы. Обучение дворянских детей становится обязательным. Для детей непривилегированных сословий открываются цифирные школы
В 1731 г. в Петербурге был образован Сухопутно-Шляхетский корпус, который готовил офицеров армии и флота.
В 1724 г. Петр I подписал указ об основании Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге, которая открылась в 1725 г. В большом количестве издаются учебники. Были изданы "Грамматика" М. Смотрицкого и "Арифметика" Л.Ф. Магницкого. Учебники по механике, астрономии, истории, навигации и др. В 1719 г. по инициативе Петра был создан первый русский естесственно-научный музей - Кунсткамера. Было положено начало Библиотеке Академии наук.
В 1702 г. вышел указ о первой русской печатной газете "Ведомости", которая начала выходить с 1703 г в Москве тиражом 1.5 тыс. экз. Открываются новые типографии. В 1708-1710 гг. вводится новый упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры вместо букв, которыми обозначались числа.
В первой четверти XVIII века началось изучение природных условий и территории России, составлялись карты с точными координатами городов. Велись геологические изыскания, поиск железных и медных руд в Сибири и на Урале. Были обследованы районы Сибири. Средней Азии, побережья Каспийского и Азовского морей, Ледовитого океана. Были организованы две экспедиции на Камчатку под руководством В. Беринга и А. Чирикова в 1725-1730 гг. и 1733-1743 гг. Экспедиции исследовали Камчатку, пролив между Чукоткой и Аляской и достигли берега Северной Америки.
В.М. Татищев?2.107 (1686-1750) написал первый обобщающий труд русской истории. При участии самого Петра вице-канцлером Шафировым была создана "История Шведской войны". Вице-президент синода архиерей Феофан Прокопович (1681-1736) в своих произведениях прославляет деяния Петра I, создает первую трагикомедию "Владимир". Антиох Кантемир (1708-1744) стал первым светским поэтом России. Человек европейски образованный. Он пишет сатирические произведения, в которых высмеивает невежество, ханжество, взяточничество. Для обучения молодых дворян хорошим манерам была издана книга "Юности честное зерцало"
Развивается русская светская живопись. Для русских художников этого периода характерно развитие в первую очередь портретной живописи. Новые традиции проявились в творчестве И.Н. Никитина (1680-1742) и А.М. Матвеева (1701-1739). Б.К. Растелли (1675-1744) (отец архитектора Ф.Б. Растрелли) создает первый конный памятник Петру I, скульптурные портреты Петра, А.Д. Меньшикова. Императрицы Анны Иоановны с арапчонком и др. В архитектуре первой половины XVIII в. было барокко. Барокко в России прошло три этапа - петровское барокко, анненское барокко и зрелое барокко. Для петровского барокко характерна была некоторая строгость и сдержанность, умеренность в украшениях. Расцвет же барокко приходится на правление Елизаветы Петровны. Для барокко этого периода характерна пышность. Декоративность, обилие позолоты, украшений. В стиле раннего барокко создаются первые постройки Петербурга. Первым архитектором Петербурга справедливо считается Доменико Трезини (1670-1734). По его проектам построены Петропавловский собор (1733), здание двенадцати коллегий (1742) и другие первые постройки С.-Петербурга. С 1716г главным архитектором Петербурга становится французский архитектор Ж-Б. Леблон. Характерной постройкой раннего барокко стал дворец А.Д. Меньшикова на Васильевском острове, построенный по проекту архитекторов Д.М. Фонтана и Г. Шеделя. Воображение и мастерство архитекторов раннего Петербурга проявилось в строительстве здания Кунсткамеры (1734) - первого специального музейного здания в России. В проектировании и строительстве Кунсткамеры принимали участие архитекторы М.Г. Земцов?2.108, Г. Киаверне, Г. Матарнови, Н. Гербель.
В царствование Елизаветы замечательным русским архитектором М.Г. Земцовым строится Аничков дворец в С-Петербурге (1750). Большое внимание уделяется строительству загородных императорских резиденций. В Стрельне, Петергофе, Царском Селе в первой половине XVIII в при участие архитекторов М.Г. Земцова, А.В. Квасова, С.И. Чевакинского?2.109., Ф.Б. Растрелли?2.110 возникают прекрасные ансамбли. Расцвет барокко в России прочно связан с творчеством Ф.Б. Растелли (1700-1771). По его проектам были возведены Зимний дворец (1762) и Смольный монастырь (1764) в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, дворцы в Царском Селе, он же завершает строительство большого дворца в Петергофе. Другим замечательным мастером зрелого барокко был С.И. Чевакинский (1713-1784). Наиболее известным его произведением стал Никольский собор в Петербурге (1762). В 1756 в Петербурге был учрежден первый в России государственный общедоступный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым?2.1100.