Основными, наиболее значительными литературными памятниками на Руси являлись летописи. Уже в начале XV века в Москве создается общерусский летописный свод (Троицкая летопись, сгоревшая в 1812 г.). В конце того же века возник Московский летописный свод 1480 года. Однако наиболее масштабные летописные произведения создаются в XVI веке. Среди них необходимо выделить, в первую очередь, Никоновскую летопись, которая вместе с дополнениями доводит изложение событий до конца 60-х гг. и Лицевой летописный свод, страницы которого украшены многочисленными миниатюрами, призванными пояснять летописный текст.
В XV веке появляются новые виды исторических произведений. К ним следует отнести, прежде всего, Хронографы, в которых описываются события не только русской истории, но и всемирной. Первый Хронограф был составлен в 1442 году. В состав летописей и Хронографов включались и отдельные повести, имеющие самостоятельный интерес. Например, взятию турками Константинополя посвящена специальная повесть, которой заканчивается Хронограф редакции 1512 года.
Значительный интерес представляет и Степенная книга, созданная в 60-е гг. XVI века. В отличие от летописей изложение событий русской истории в этом произведении дается не по годам, а по правлениям русских правителей, начиная с Владимира Святого и заканчивая Иваном IV. Борьбе Руси с Казанским ханством посвящена так называемая Казанская история, подробно описывающая историю отношений Русского государства с татарами. Это произведение заканчивается описанием взятия Казани и возвращения русской армии с победой в Москву.
Большое значение имел полный перевод библейских книг на церковно-славянский язык, осуществленный в Новгороде к 1499 году под руководством архиепископа Геннадия. Из других произведений литературы необходимо выделить огромный свод церковных книг, созданный под руководством митрополита Макария к середине XVI века (Великие Четьи Минеи). Этот свод представляет собой 12 огромных томов, каждый из которых соответствует одному из месяцев. Внутри тома делятся по числам месяца. Интерес представляет и описание путешествий тверского купца Афанасия Никитина "Хождение за три моря". Правилам поведения в семье и ведению хозяйства посвящен знаменитый "Домострой", появление которого связывают с именем благовещенского священника Сильвестра.
Большой популярностью на Руси пользовались описания жизни святых (агиография). Знаменитыми авторами были Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый. Из литературных произведений необходимо отметить также сочинения Филофея (автора теории "Москва - Третий Рим"), Федора Курицына (Повесть о Дракуле), Ермолая-Еразма (Повесть о Петре и Февронии), Иосифа Волоцкого ("Просветитель" - книга посвящена обличению еретиков), Ивана Пересветова (размышления о том, как должен править царь). Выдающимся писателем был и первый русский царь Иван Грозный. Самое известное его произведение - Первое послание Курбскому - посвящено, в основном, обоснованию права правителя на полную власть над всеми подданными. В этом сочинении Грозный доказывает то, что никто, кроме Бога, не может требовать от царя отчета о его действиях, так как цари получают власть не от людей, а от Бога и, следовательно, несут ответственность только перед ним. Оппонентом царя был князь Андрей Курбский, боярин и воевода, бежавший из России в начале Ливонской войны. В своих сочинениях он обвинил Грозного в немотивированных казнях. Основное его произведение - "История о великом князе Московском".
Важнейшим событием стало начало книгопечатания в России. Первая типография в Москве стала работать около 1553 года, но имена печатников не известны. В 1563 году по приказу Ивана Грозного была создана типография на Никольской улице (около Кремля). В следующем году вышла первая книга - "Апостол". Имена печатников также известны - Иван Федоров и Петр Мстиславец.