Возобновление реформаторских попыток произошло после очередной смены руководства. В марте 1985 г. умер К.И. Черненко, и Генеральным секретарём ЦК КПСС стал выдвиженец Ю.В.Андропова М.С. Горбачёв, самый молодой член Политбюро, курировавший до сих пор сельское хозяйство. В апреле на пленуме ЦК впервые было открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. В основе выступления Горбачёва лежали материалы так называемого "Новосибирского доклада", подготовленного ещё в 1983 г. группой учёных Сибирского отделения Академии наук под руководством экономиста Т. Заславской. В нём были проанализированы долгосрочные тенденции внутреннего развития:
Апрельский пленум 1985 г. положил начало политике перестройки, под которой подразумевалась реконструкция социализма в СССР на основе развития политического плюрализма, рыночных отношений и нового подхода к проблемам национально-государственного устройства. Достижению поставленных целей должна была способствовать политика гласности.
Преобразования начались с экономики и выразились как в расширении самостоятельности государственных предприятий, так и в расширении сферы деятельности частного сектора экономики (первоначально в форме кооперативных предприятий). Последнее направление легализовало деятельность большинства предприятий теневой экономики. В 1987 г. был принят "Закон о государственном предприятии", перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Но для предприятий сохранялся обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что сковывало их инициативу.
В 1989-1990 гг. правительством во главе с Н.И. Рыжковым и группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским параллельно были разработаны программы дальнейших экономических реформ. В сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР поддержал более радикальную программу группы Шаталина - Явлинского ("500 дней"). В течение обозначенного срока предусматривалось проведение демонополизации, децентрализации и разгосударствления собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т.п. Однако развернувшееся в стране массовое забастовочное движение, противостояние центральной и местных властей не позволяли реализовать задуманное. В декабре 1990 г. правительство Рыжкова ушло в отставку. Совет министров был преобразован в Кабинет, подотчётный Президенту СССР, его возглавил В.С. Павлов. С целью нормализации финансовой системы новое правительство провело в январе 1991 г. денежную реформу, следствием которой была окончательная потеря доверия людей к центральной власти. Этому также способствовала инфляция и повсеместные перебои с товарами первой необходимости. Кризисный процесс в экономике становился нерегулируемым.
С 1987 г. обозначилась неизбежность реформы политической системы. Основные её положения были сформулированы в 1988 г. на XIX партийной конференции, которая рассмотрела проект конституционной реформы. С мая 1989 г. в СССР стала функционировать новая структура - съезд народных депутатов, но при сохранении монополии КПСС на власть он мог реально влиять только на общественное мнение, что было тоже немаловажно в тех условиях. XIX конференция пошла на такой революционный шаг как допущение многопартийности в политической жизни. Основой для создания новых политических партий зачастую становились многочисленные так называемые "неформальные объединения", некоторые из них существовали ещё в доперестроечный период. Для более эффективного руководства процессом реформ был учреждён пост Президента СССР. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов им был впервые избран М.С. Горбачёв, получивший достаточно большие полномочия.