Н.С. Хрущёв пришёл к власти в сложный для Советского Союза во внешнеполитическом отношении период. Холодная война набирала обороты. Уязвимость нашей страны не намного уменьшилась и после испытания летом 1953 г. первой в мире водородной бомбы. Хрущёв, в отличие от министра иностранных дел Молотова, придерживался мнения о том, что необходимо достигнуть договорённости с Западом для предотвращения новой, уже ядерной войны.
Одним из основных вопросов, порождавших противоречия между идеологическими противниками, по-прежнему оставался германский вопрос. Мирный договор с ФРГ не был подписан, и она отказывалась признавать послевоенные границы Польши, Чехословакии и ГДР. После вхождения ФРГ в конце 1954 г. в военную организацию НATO было проведено два совещания представителей европейских социалистических стран, второе из которых в мае 1955 г. в Варшаве завершилось созданием их оборонительного блока - Организации Варшавского договора (ОВД). Создание этой организации окончательно оформило отношения между странами советской сферы влияния и надолго легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. В ОВД вошли Болгария, Венгрия, Румыния, ГДР, Польша, СССР, Чехословакия и Албания. Последняя с 1962 г. не участвовала в работе Организации, а в 1968 г. вышла из неё.
Одновременно с Варшавским договором было достигнуто соглашение между США, Великобританией, Францией, СССР и Австрией о выводе советских войск с её территории. Австрия становилась отныне нейтральным государством. В том же 1955 г. в Женеве состоялось совещание лидеров СССР, США и Великобритании, в ходе которого ни о чём не договорились, но в политический лексикон с этого момента вошло выражение "дух Женевы", означавшее готовность к ведению диалога ранее непримиримых врагов. Осенью 1955 г. СССР установил дипломатические отношения с ФРГ. Результатом всех этих шагов стал революционный вывод, обнародованный на XХ съезде КПСС, о возможности мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
Начиная со второй половины 50-х гг., наибольшее внимание стало уделяться отношениям с США, чему немало способствовало смещение в 1957 г. Молотова с поста министра иностранных дел и замена его А.А. Громыко. Успехи Советского Союза в создании новой военной техники также подталкивали США к переговорам с ним. Осенью 1959 г. произошёл первый в истории визит советского руководителя в США, который укрепил международный престиж Советского Союза. Но ответный визит американского президента Д. Эйзенхауэра не состоялся из-за вторжения в воздушное пространство СССР 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона, сбитого советской ракетой.
Не была достигнута договорённость по германскому вопросу и с новым президентом США Дж. Кеннеди на встрече в Вене в июне 1961 г. В то же время советская сторона обвиняла Западный Берлин в ведении подрывной деятельности, основываясь на том, что на его территорию осуществлялась массовая эмиграция восточных немцев. 19 августа 1961 г. в Берлине за одну ночь была воздвигнута знаменитая "стена" в нарушение пункта Потсдамского договора о свободном передвижении по городу. Отныне попытка перехода границы была сопряжена со смертельной опасностью.
За Берлинским кризисом в 1962 г. последовал Карибский (Кубинский). Соединённым Штатам стало известно о намерениях разместить на Кубе советские ядерные ракеты средней дальности. 22 октября 1962 г. Кеннеди объявил морскую блокаду Кубы и потребовал демонтажа уже размещённых там ракет, а также возвращения советских судов, доставлявших на остров их новую партию. Ситуация была очень серьёзной, так как американское министерство обороны подталкивало президента к началу боевых действий. Но в результате переговоров была достигнута договорённость о неразмещении советских ракет на Кубе и об отказе США от её захвата.
В результате Карибского кризиса как никогда стала очевидной опасность ядерной войны. 15 августа 1963 г. СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (на земле, в воздухе и под водой). Это было первое соглашение по контролю над вооружениями.
Для отношений со странами социалистического лагеря тоже были характерны новые веяния. Они проявились, прежде всего, в восстановлении отношений с Югославией в 1955 г. Кроме того особо тесными в 1953-1956 гг. были отношения с КНР. В 1953 г. было заключено новое экономическое соглашение на выгодных для Китая условиях. При этом Китай претендовал на особую роль в мировом коммунистическом движении, ссылаясь на своё влияние в странах Азии, ведущих национально-освободительную борьбу. СССР и Китай тесно сотрудничали при разрешении двух крупных международных проблем: войны в Корее и войны в Индокитае (она шла на полуострове с 1945 г.). Но разоблачение "культа личности" Сталина на XX съезде породило полное неприятие нового курса советского руководства со стороны Мао Цзэдуна. Негативно восприняла решения XX съезда также Албания. С этого момента Китай начинает осуществлять свою собственную политику, о которой заявил на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в октябре 1957 г. По нарастающей стала развиваться враждебность в советско-китайских отношениях.
Если Китай и Албания не приняли саморазоблачений советского руководства и отошли от многостороннего сотрудничества социалистических стран, то в таких государствах как Польша и Венгрия XX съезд КПСС породил надежды на либерализацию режимов и отказ от диктата Москвы. В Польше летом 1956 г. происходили многочисленные митинги и демонстрации трудящихся. В Венгрии же начавшиеся в октябре студенческие демонстрации переросли в общенациональное восстание, вызванное не в последнюю очередь советским военным присутствием. Ставший венгерским премьер-министром Имре Надь объявил о выходе Венгрии из ОВД и обратился за помощью к мировому сообществу. После жертв, понесённых обеими сторонами, восстание было подавлено, а Надь после суда над ним расстрелян. Венгерским руководителем почти на 30 лет стал преданный Москве коммунист Я. Кадар. Великобритания, Франция и США не вмешивались в венгерские события, которые хронологически совпали с очередным ближневосточным кризисом и войной.
Новой идеей советской внешней политики в рассматриваемый период была переоценка представлений о нейтралитете так называемого "третьего мира". Таким термином пользовались для обозначения стран, в большинстве бывших колоний, обретших свою независимость после второй мировой войны. Этот процесс начался в 1947 г. с провозглашения независимости Индии, бывшей британской колонии, и продолжался до начала 60-х гг. 1961 г. вошёл в историю как "год Африки", когда независимыми стали большинство стран континента. При жизни Сталина оценка освободившихся стран зависела от того, чьей помощью они пользуются: СССР или США. Хрущёв считал, что необходимо признать право этих государств на самостоятельную политику, особенно если они не присоединяются к военно-политическим блокам (в 1954-1955 гг. в Азии появилось два таких блока: Организация договора Юго-Восточной Азии и Организация Центрального договора). В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция, положившая начало движению неприсоединения. СССР не был приглашён на конференцию, но через китайских представителей были установлены контакты с рядом стран (Египет и др.), которым впоследствии СССР оказывал существенную помощь, надеясь на эволюционирование в них национально-освободительных движений в сторону социализма.
Аналогичная ситуация сложилась в связи с кубинскими событиями. На Кубе в январе 1959 г. был свергнут проамериканский режим диктатора Батисты, но Фидель Кастро и его соратники, пришедшие к власти, не рассматривались советским руководством как последователи марксистско-ленинских идей. Кроме того Куба по своему географическому положению признавалась первоначально непосильным бременем для СССР. Только в апреле 1962 г. Советский Союз согласился взять на себя ответственность за "первое социалистическое государство в Западном полушарии". О сложностях, последовавших за этим решением, уже говорилось, а последующие попытки оказывать давление на Ф. Кастро привели к концу 60-х гг. к охлаждению советско-кубинских отношений.
Таким образом, для внешней политики Н.С. Хрущёва так же, как и для внутренней, было характерно стремление к улучшению положения Советского Союза, к нормализации отношений со странами, относящимися к различным общественным системам. Но во многом в силу субъективных причин некоторые из этих намерений не были реализованы или привели не к тем результатам, которые ожидались.