Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Новые формы организаций в структуре экономики России

       Анализ структуры любого государства указывает на наличие в ней трех необходимых сфер, выполняющих важнейшие функции жизнедеятельности системы:

       Что же с точки зрения системного анализа и проводимой экономической реформы происходит с нашей государственностью? Прежде всего следует отметить, что в советский период имела место ужасающая путаница в функциях вышеназванных сфер. Идеология в лице партийного аппарата выполняла функции подсистемы власти, но не выполняла своих собственных функций - идеологических - определение и приоритетное финансирование перспективных стратегических направлений развития экономики. Подсистема Советской власти вообще не несла никаких самостоятельных функций, а лишь трансформировала указания партийного аппарата. Сфера производства ориентировалась не на рынок, а на указания (директивные цифры) партийного аппарата.

       В настоящее время происходит восстановление и приведение в порядок перемешанных ранее функций всех трех подсистем государственности. Подсистема власти, отделившись от сферы производства материальных благ, должна заниматься управлением условиями жизни людей (жилье, магазины, медицинское обслуживание, школы, дороги и т. п.). Разграничена и фактически отделена от государства производственная сфера. Она теперь ориентируется на потребности рынка. Центр стратегических разработок и другие правительственные центры занимаются разработкой стратегии развития страны.

       Одной из главнейших причин слабости советской модели экономики была её одноукладность - один госсектор. Долгие годы мы занимались борьбой с объективными экономическими законами. Так, например, у кибернетики* - науки об управлении - есть закон необходимого разнообразия*, в соответствии с которым экономика любой страны должна обладать необходимым и достаточным разнообразием форм её развития, т. е. она должна быть многоукладной. Мы же ориентировались на одноукладность экономики. Поэтому формирование рациональной структуры экономики, т. е. создание и развитие предприятий разных форм собственности стало первоочередной задачей государства.

       В настоящее время в России завершается крупномасштабная реструктуризация народного хозяйства, сопровождающаяся, в частности, заметными сдвигами в распределении форм собственности. Так, еще в 1990 году госсектор являлся монопольной формой собственности и составлял 85%, а уже в 1996 году Россия в результате экономических реформ стала одной из самых "капиталистических" стран мира, с государственным сектором экономики всего 9,9%, негосударственный сектор составил соответственно 90,1%. Структура промышленного производства по формам собственности представлена в табл. 3.5 [11].

Т а б л и ц а 3.5

Структура промышленного производства по формам собственности, %

Форма собственности
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.

      Доля предприятий

Государственная

Муниципальная

Общественных организаций

Частная

Смешанная без иностранного участия

Смешанная с иностранным участием



15,0

4,4

0,8

61,3

17,3

1,2



6,6

2,3

0,9

72,1

16,5

1,6



4,9

2,8

0,9

72,3

16,9

2,2



3,0

1,4

0,6

87,1

6,0

2,2

      Доля занятых

Государственная

Муниципальная

Общественных организаций

Частная

Смешанная без иностранного участия

Смешанная с иностранным участием



47,1

2,2

0,7

14,2

35,1

0,7



25,7

2,0

0,6

22,6

46,1

1,0



15,9

1,9

0,6

27,3

52,8

1,5



13,6

1,5

0,6

35,0

47,2

1,9

      Доля произведенной продукции

Государственная

Муниципальная

Общественных организаций

Частная

Смешанная без иностранного участия

Смешанная с иностранным участием



43,6

1,3

0,3

9,3

43,7

1,8



19,9

1,6

0,2

15,0

60,9

2,4



9,7

1,3

0,2

18,9

66,9

3,0



9,2

1,2

0,3

25,2

60,8

3,4



       Переключение приоритетов промышленного развития с государственных объектов на акционерные предприятия произошло в 1994 году, который можно считать годом окончательной победы политики "капитализации" российской промышленности. Например, интегральный удельный вес квазигосударственных форм собственности с 1993 по 1996 г. упал в 3,8 раза (табл. 3.6).

Т а б л и ц а 3.6,

Динамика реструктуризации народного хозяйства

Годы

Сектор экономики

1993

1994

1995

1996

Государственный сектор, %

Негосударственный сектор, %

37,9

62,1

19,4

80,6

12,2

87,8

9,9

90,1



       Анализ результатов распределения предприятий и организаций по организационно-правовым формам в России по состоянию на 1996 год выглядит следующим образом: некоммерческие организации - 15,2%, коммерческие - 84,4%. Среди них акционерные общества и товарищества составляют 39,8%.

       Акционерные предприятия являются преобладающей и наиболее перспективной формой собственности во всем мире, например, процесс создания таких народных предприятий весьма активно развивается в США. Так, по оценкам Национального центра рабочей собственности, в начале 1989 г. в США действовало около 10 тыс. компаний, работники которых полностью или частично владели акциями своих предприятий, причем в 1500 из них именно трудящимся принадлежат контрольные пакеты акций. О масштабах этого процесса свидетельствует то, что акционерами своих предприятий стали более 10 млн. человек, что составляет примерно 25% занятых в корпоративном секторе экономики США. По оценкам, общие активы этих народных предприятий составляют более 25 млрд. долл.

       Конечно, говорить о том, что предприятия, находящиеся в полной или частичной собственности трудящихся, составляют большинство или играют определяющую роль в хозяйственной жизни США, особых оснований нет. Однако тенденция последних лет такова, что количество таких предприятий ежегодно возрастает на 600-700 единиц. Причем в орбиту этого процесса все более активно вовлекаются не только карлики, но и гиганты американской индустрии с числом работающих в десятки тысяч человек. Одни из них действуют весьма успешно и резко повышают эффективность и прибыльность своей деятельности, другие - терпят убытки и разоряются. Но в целом, пожалуй, можно говорить о том, что в большинстве случаев переход к коллективной собственности позволяет задействовать новые резервы повышения прибыльности и поэтому находит все больше и больше сторонников среди американских бизнесменов. Аналогичная тенденция характерна и для России.

       Особое внимание должно быть уделено развитию и поддержке малых предприятий, которые способны активизировать структурную перестройку экономики, решать проблему безработных, активизировать конкуренцию. Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности как отдельными гражданами, так и различными организациями и государственными структурами.

       При переходе к разным формам собственности должно происходить реальное и постоянное укрепление предприятий, применение современных форм организации их совместной деятельности на базе прямых (без посредников) и разнообразных горизонтальных связей. Предприятия - основа любого государства. Они обеспечивают постоянный приток налогов и позволяют реализовать широкий спектр социальных задач.

       Крупномасштабная структуризация народного хозяйства в направлении создания и развития предприятий различных форм собственности привела к необходимости:

       во-первых, коренной перестройки организационных структур;

       во-вторых, перестройки интеграционных процессов на уровне хозяйствующего субъекта.

       Без решения этих принципиальных задач практически невозможно ни формирование рыночных отношений и их инфраструктуры, ни переход к регулирующей роли органов государственного управления.

       Процесс реструктуризации народного хозяйства, заметные сдвиги в распределении форм собственности выдвинули целый ряд вопросов теории, в первую очередь таких, как соотношение категорий собственности и организации управления, их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга.

       Процесс становления разнообразных форм собственности и основных структур рынка будет происходить длительное время. И здесь необходимо выделить два ключевых фактора экономического развития: статус управления и статус собственности.

       Статус собственности - постоянно действующий фактор развития страны, основа всей экономической системы. Государство, изменяя правило игры посредством ужесточения или ослабления налогов, может способствовать ускоренному развитию одного сектора и резкому сокращению другого. Так было в начале 90-х годов, когда кооперативы платили налоги в размере 3-5% от своих доходов. В кооперативах благодаря низкой ставке налогов зарплата была в несколько раз выше, чем на государственных предприятиях. Начался быстрый отток рабочей силы из государственного сектора в кооперативный. Когда же в середине 90-х годов кооперативы уравняли по налогам по сравнению с другими секторами, число их резко сократилось.

       Использование многообразных и равноправных отношений собственности обеспечивает каждому работнику положение хозяина и представляет возможности владения и распоряжения принадлежащими ему средствами производства и результатами труда.

       Однако следует иметь в виду, что формы собственности, сами по себе, в чистом виде еще не решают задач, стоящих перед экономикой в целом или отдельным предприятием. Ими нужно управлять умело и профессионально - с помощью экономических рычагов, организационных структур, информационных систем, интеллекта, психологических методов.

       Статус управления представляет собой комплекс структур, связей, коммуникаций и производственного потенциала предприятия, позволяющего принимать и реализовывать обоснованные решения. При этом статус управления приобретает особую важность и практическую актуальность.

       Процесс разгосударствления предприятий в форме разового выкупа, продажи в рассрочку, аренды с последующим выкупом, акционирования, иностранных инвестиций и т. п. приводит к крупным структурным изменениям внутри самих предприятий:

       Все рассмотренные выше изменения безусловно носят принципиальный характер. Они требуют адекватных мер по изменению организационных структур, форм, методов и стиля управления. Без этого нельзя рассчитывать на повышение эффективности деятельности предприятий. Именно эффективное управление* создает экономическое и социальное развитие.

       Формирование многоукладной экономики неизбежно приводит к разделению права собственности и функций управления. Если раньше право собственности принадлежало исключительно государству, то теперь интегральный удельный вес квазигосударственных форм собственности составляет около 10%. Это обстоятельство привело к появлению новой функции - управление собственностью. Иногда (сфера торговли и услуг) права собственника и функции руководителя могут сочетаться в одном лице. В остальных же случаях собственник, владеющий контрольным пакетом акций или основным паем, нанимает профессионального руководителя. Контракт, в котором оговаривается система подотчетности и пределы самостоятельности руководителя в принятии решений, является главной формой взаимоотношений собственника и руководителя.

       Анализируя тенденции организационных изменений в России, следует отметить необходимость индивидуального подхода к организационному построению субъектов хозяйственной деятельности. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью требует коренных изменений в структуре управления новыми формированиями. Аналогичная проблема возникает в условиях диверсификации производства. Диверсификация производства требует гибкого управления взаимосвязанными структурами:

       В статусе управления особое значение приобретает функция координации. Значение этой функции усугубляется тем, что происходит глубокое разделение труда, повышается уровень специализации частей предприятия.

       В статусе управления новое звучание приобретают вопросы централизации и децентрализации управления, при этом в большинстве случаев предпочтение отдается демократическому стилю управления*. Для него характерно делегирование оперативных полномочий на низшие уровни управления, сведение до минимума стандартных приемов и методов. На высшем уровне сосредотачиваются функции интеграции деятельности фирмы и разработки стратегических направлений развития, связи с внешними организациями. Такой подход к решению проблем управления приводит к сокращению численности управленческого персонала*, уменьшению жесткости и иерархичности формируемых структур.

       Усложнение задач управления, увеличение объемов информации, риск в принятии решений, многогранность проблем приводят к необходимости активного перехода от узкой специализации в содержании и характере управленческой деятельности к её интеграции и коллективным формам в принятии решений.