Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Рост монастырских владений и столкновение "иосифлян" и "нестяжателей"





Во второй половине XV века наблюдается бурный рост монастырских земель. Землевладение монастырей росло, в основном, из-за того, что феодалы-вотчинники по завещаниям передавали монахам часть своих владений. Подобный процесс был вызван тем, что в это время большое распространение получили эсхатологические ожидания. Многие ожидали пришествия Антихриста и Страшного Суда. Дело в том, что по представлениям людей того времени, Антихрист должен был появиться по прошествии семи тысяч лет с сотворения мира. По подсчетам, семь тысяч лет истекало в 1492 году. Даже сроки наступления главного православного праздника - Пасхи были определены лишь до этого года. Так как все люди того времени были религиозными, то наступающее событие их тревожило и пугало. Очевидно, что для любого верующего человека основной целью жизни является спасение души, то есть то, какова будет ее участь на том свете: попадет она в рай или ад. Однако спасти душу можно не только добрыми делами при жизни, облегчить ее положение в потустороннем мире можно было и в том случае, если за душу умершего человека молятся еще живущие. По представлениям того времени, желательно было, чтобы молились за душу усопшего монахи - считалось, что их молитвы будут скорее услышаны. Таким образом, завещая свои земли монастырям, верующий заключал своего рода сделку: монахи получавшего землю монастыря гарантировали завещателю то, что будут молиться за спасение его души до тех пор, пока стоит монастырь. В конечном итоге определилась и денежная сумма, за которую можно было требовать от монастыря вечного поминания - примерно 50 рублей. По тем временам это была довольно значительная сумма, которой располагали далеко не все феодалы. Поэтому вместо денег в монастыри отдавали земли примерно на туже сумму. Монахи вписывали имя завещателя в специальную книгу - Синодик - и во время церковной службы поминали всех записанных в этой книге.

Подобные представления и распространившаяся практика и привели к резкому увеличению земельных богатств некоторых русских монастырей. Однако в 1493 году конец Света не наступил, но практика уже успела утвердиться в общественном сознании и рост монастырского землевладения не прекратился. Вместе с землей монастырям доставались и жившие на ней крестьяне, которые должны были нести в пользу монастыря определенные повинности. Поступившими в монастыри земельными владениями необходимо было управлять, и это вело к некоторому нарушению строгих монастырских правил. Часть монашествующих не соблюдала взятые на себя обеты, предавалась лени и пьянству. Все эти монастырские непорядки беспокоили настоящих ревнителей монастырского благочиния.

НилСорский.

В таких условиях, к концу XV века сформировалось два направления внутри Православной церкви. Представители одного из них считали, что душу спасти можно только добрыми личными делами, а молитвы монахов за вклады в монастыри все равно не приведут к спасению души. Монахам нельзя принимать в монастыри земли, населенные крестьянами, и сами монахи должны непрестанно трудиться, добывая пропитание личным трудом. Наиболее ярким представителем подобного направления стал старец Нил Сорский*. Сторонников Нила стали называть "нестяжателями".

Другую точку зрения отстаивал игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий*. По его мнению, монастыри могут владеть населенными землями при условии, однако, обязательного личного труда монахов и безусловного искоренения всех пороков, дискредитирующих духовенство перед населением. Кроме того, монахи должны неукоснительно соблюдать свои обязательства перед лицами, передавшими свои земли в монастыри и особо молить Бога за их души и души их родственников. Монастыри также обязаны использовать свои богатства на богоугодные дела: милостыню нищим, помощь населению во время голода и других стихийных бедствий. Сторонников Иосифа Волоцкого было большинство среди русского духовенства и по его имени они получили название "иосифляне".

Была и еще одна сторона, заинтересованная в этой проблеме - это государственная власть в лице великого князя Ивана III*. Дело в том, что переход населенных земель в монастыри вел, в перспективе, к ослаблению вооруженных сил страны. Ведь феодалы служили именно с земли, и уменьшение светского землевладения неизбежно влекло за собой уменьшение количества людей, которые могли нести службу. Руководствуясь подобными соображениями, великий князь поддерживал в споре "нестяжателей", а в 1503 году на церковном Соборе неожиданно поставил вопрос о необходимости изъятия монастырских земельных владений. Государя поддержали Нил Сорский и его сторонники. Однако большинство Собора оказалось настроено резко против лишения монастырей их земель. "Иосифляне" сплотились вокруг Иосифа Волоцкого и митрополита Симона. Им удалось доказать великому князю то, что церковь и монастыри издавна владели землями и на Руси и в Византии. Многочисленными ссылками на св. Писание и Правила Вселенских Соборов, "иосифляне" обосновали не отчуждаемость земельных владений Церкви. Определенную роль в благоприятном для сторонников Иосифа Волоцкого решении вопроса сыграло то, что в разгар работы Собора престарелый великий князь заболел (скорее всего, с ним случился инсульт и он был частично парализован). Болезнь Ивана III была расценена как Божья кара за посягательство на земли духовенства. В таких условиях великий князь вынужден был уступить - монастырские земли остались неприкосновенны.