Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Образвание



Сфера образования и просвещения испытывала противоречивые тенденции развития. С одной стороны - поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения, с другой - правительство всячески стремилось установить над ним жёсткий контроль. В 1828 г. утверждён Устав низших и средних учебных заведений. Он закрепил замкнутую сословную систему обучения (приходские школы для низших слоёв населения; уездные училища для горожан недворянского происхождения; гимназии для детей дворян и чиновников). Министерство просвещения осуществляло контроль над системой образования, рассматривало и утверждало все учебные программы и учебные пособия. Серьёзные испытания выпали на долю университетов, которые с начала 19 века являлись единственными центрами высшего образования и науки. В 1835 г. введён новый устав, лишавший университеты значительной части автономии. Устанавливался жёсткий политический контроль, вводилась регламентация университетской жизни, повышалась плата за обучение, сокращался набор студентов. Но жизнь требовала дальнейшего развития высшего образования. Восстанавливались закрытые раннее вузы и появлялись новые, готовившие специалистов широкого профиля (Технологический, строительный межевой институты, высшее училище правоведения).
В целом, во внутренней политике Николая I, проявились тенденции консервации существовавшей политической и социальной системы общества.