Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Политика в области просвещения и культуры



Либеральные идеи внутриполитической деятельности императора отразились на деятельности Министерства народного просвещения. Вводилась новая система образования включавшая: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Их число увеличивалось. В 1803 г. вышло положение " Об устройстве учебных заведений". С 1804 г. стали открываться новые университеты. Вышел новый университетский устав, представивший им большую автономию, совет профессоров стал избирать ректора и деканов. Расширенная программа в области просвещения диктовалась необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивавшейся торгово-промышленной деятельности, была вызвана военными потребностями страны. После Отечественной войны 1812 г., в силу усиления консервативных тенденций, политика правительства изменилась. Министерство народного просвещения превращалось, по выражению Н. М. Карамзина, в "министерство затемнения". В 1816 г. его возглавил обер-прокурор Синода А. Н. Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза - "Евангелие, религия, мистика". Обучение стало строиться на основе Священного писания, закрывались высшие учебные заведения, в которых обнаруживалась крамола, вводилась жёсткая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны. Это результат реакционной политики и проявления аракчеевщины.