Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II





Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм". Эта политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. Для своего обоснования монархия стала использовать идеи просветителей. Доказывалось, что монархия является надклассовым институтом и действует в интересах всего общества. Монарх представлялся покровителем просвещения, искусств, наук. Политика "просвещенного абсолютизма" была характерна для стран с медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои привилегии. Но в то же время государство проводило политику, способствующую развитию капиталистических отношений и смягчающую остроту социальных противоречий. Екатерина II была увлечена идеями Ш.Л. Монтескье. Вела переписку с М.В. Вольтером, Д. Дидро, Даламбером.

Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом лишен законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764г была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономические. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель. Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 Уложенной комиссии в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казначейства). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором изложила основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В "Наказе" излагались и многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по обсуждаемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768г под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783г о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 был утвержден "Устав народным училищам", по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт(1764), Александровский институт (1765). В 1783г была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу.

Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения. При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения. По губернской реформе (1775) в губерниях учреждаются Приказы общественного призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями и др. Была открыта городская больница России - Обуховская больница в Петербурге (1779).

Манифестом 1775 "О свободе предпринимательства" разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с промыслов и торговли. Купцам разрешалось платить с капитала "по совести" - 1% ежегодно.
Политика "просвещенного абсолютизма" проявлялась в покровительстве свободной торговли, поощрения науки, просвещения, искусств.