Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Модерн и символизм в живописи и графике (Обри Бердсли, Пюви де Шаванн, Густав Климт)

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли (1872 -1898) оказало влияние на все явления стиля модерн. Мастер, проживший всего двадцать пять лет, оставил обширное графическое наследие, в основном иллюстрации к литературным произведениям. Его творческая одарённость была уникальной: он сочинял стихи и пьесы, был актером, музыкантом; он мог изобразить соблазн и порок, глубокие духовные порывы. Глубокое воздействие на него оказало искусство Возрождения, творчество Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера.

В его иллюстрациях 1893-1894 гг. к книге "Смерть Артура" английского писателя ХV века Томаса Мэлори нельзя не почувствовать обаяние эпохи Ренессанса. Большая часть изображений построена на контрасте тёмного фона и светлых фигур, прорисованных изящными линиями. Иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда "Саломея" (1894 г.) демонстрируют иные грани творчества Бердсли. Здесь он "дерзок, экстравагантен, язвителен". Рисунки, выполненные на светлом фоне, завораживают игрой линий силуэтов.

В 1896 г. художник обратился к эпохе рококо. Приметы "галантного века" - дамские туалеты, прически, предметы мебели - переданы с точностью и нескрываемым восхищением. Однако мастер не стремится создать портрет эпохи. Он смотрит на мир рококо как человек конца Х1Хв. Обращение Бёрдсли к образам ХVШ века положило начало целому течению в стиле модерн, с особенным блеском развившемуся в живописи и графике русских мастеров объединения "Мир искусства". Много сил отдавал художник оформлению журнала "Савой". Рисунки для обложек и полей, лаконичные, остроумные, изящные, полны едкого юмора.

В утонченном, сложном по содержанию, камерном по духу творчестве Одри Бёрдсли зародились многие идеи и принципы модерна. Образы разных эпох и стилей, острота ощущений и интриг, таинственный и причудливый мир, где порок и невинность, романтичное и циничное сплелись в единый клубок, - все это позднее проявилось во всех национальных школах и жанрах искусства, связанных с новым стилем рубежа ХIХ - ХХ вв.

Пьер Пюви де Шаванн

Творчество Пюви де Шаванна (1824 -1898) находится у истоков символизма. В молодости на художника оказали очень сильное впечатление фрески мастеров Раннего Возрождения, впечатление было столь сильным, что свою жизнь он решил посвятить искусству. Не менее серьезным было увлечение творчеством Жана Огюста Доминика Энгра.

Известность к художнику пришла после создания двух композиций "Надежда" (1871 и 1872).

Эти композиции предельно просты: молодая девушка, аллегория Надежды (в одном варианте обнажённая, в другом - одетая в белое платье) изображена на фоне скромного пейзажа. Фигура помещена на переднем плане, пейзаж выполнен очень плоскостно. Оливковая ветвь (символ мира) в руках обнаженной девушки кажется деревом на заднем плане. Оливковая ветвь воспринимается и как элемент пейзажа, и как символ.

Не менее интересен цикл монументальных панно "Жизнь Святой Женевьевы" (1874 - 1898) для церкви Святой Женевьевы в Париже. Огромные холсты представляют собой последовательный рассказ о жизни святой. Лучшей считают композицию цикла - "Святая Женевьева, созерцающая Париж" (1874-1898).

Эта работа прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым стремится художник. Святая Женевьева завораживает ясным и лаконичным силуэтом, отточенным рисунком. Панорама города с Сеной кажется плоской, плоский фон, подчеркивающий декоративное начало в композиции, важен для художника. Это прием, который сближает современную живопись с фресками великих итальянских мастеров ХV века.

Живопись Пюви де Шаванна, колорит его картин, построенный на бледных жёлто-коричневых, голубых и розовых тонах, также напоминает мастеров Возрождения. Античные сюжеты, к которым обращается художник, роднили его с членами литературного объединения французских символистов, особенно с поэтом Шарлем Леконтом де Лилем и критиком Теофилем Готье. Правда символисты считали, что "античность прекрасна сама по себе, что её совершенство существует ради эстетического наслаждения и наслаждение чистой красотой формы не должно зависеть от содержания".

Панно "Священная роща..." наиболее полно воплощает символистские представления об античности. На этом панно изображены музы и аллегории изящных искусств. Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают картину похожей на греческий рельеф, это тонкая стилизация, образ, рожденный в сознании современного человека. Символами художника становятся форма, эпоха, стиль. Художник хотел построить в живописи мир, "параллельный природе", в котором быт становится частью Бытия и любые действия наполняются возвышенным смыслом.

Густав Климт

Имя австрийского художника Густава Климта (1862 - 1918) неразрывно связано со стилем модерн.

Климт учился в Венской школе прикладного искусства, работал как художник-декоратор, серьёзно изучал современное искусство.

В 1897 г. Климт стал лидером венского Сецессиона. Художники Сецессиона издавали свой журнал "Ver Sacrum" (лат. "весна священная"), в котором изложили свои цели: создание новой системы отношений между человеком и миром, основанных на стремлении к красоте, создание искусства, призванного быть посредником в этих отношениях, и, наконец, системы выставок, которые служили бы делу объединения мастеров разных стран и направлений. Первая выставка Сецессиона состоялась в 1898 году. Там выставлялись: Пьер Пюви де Шаванн, русский скульптор Паоло Трубецкой, швейцарский художник Арнольд Бёклин и многие другие. Став лидером венского Сецессиона, Климт стал одним из самых смелых экспериментаторов. Его картины всегда вызывали споры и критику. Пример тому "Юдифь" (1901).

Согласно ветхозаветному сюжету, иудейка Юдифь, обезглавив ассирийского полководца Олоферна, спасла родной город от неприятеля. Ломая традиционные представления (вспомним "Юдифь" Джорджоне около 1504 г. из Гос. Эрмитажа) о Юдифи - благородной героини, Климт придал ей черты "роковой" соблазнительницы. Её полуобнаженная фигура полна чувственного очарования. Сложный декоративный узор на одежде составляет одно целое с фоном картины. Этот образ часто связывают с символическим персонажем, названным им Nuda veritas (лат. "обнаженная истина").

В 1909 г. Климт обращается к другому библейскому образу - Саломеи. Несколько раньше, в 1902 г. он выполнил грандиозный цикл панно "Бетховенский фриз", посвящённый Девятой симфонии Людвига ван Бетховена в интерпретации Рихарда Вагнера. Композиции должны были занять три стены и дать представление об основных образах симфонии: страдания человечества, силы зла и символический хор, исполняющий радостный финал. Панно предназначались для венского Сецессиона, в котором поместили скульптуру "Бетховен" Макса Клингера и др. картины, близкие ей по духу. Получилось целостное произведение, основанное на синтезе искусств - одной из важнейших идей стиля модерн.

Творчеству Густава Климта присущи все характерные признаки стиля модерн: тяготение к символике и сложным аллегорическим образам, стремление к необычным, декоративным эффектам, желание экспериментировать.

Значительное место в творчестве Климта занимал портрет. Одним из самых оригинальных стал "Портрет Адели Блох-Бауэр" (1907). Находясь под впечатлением византийских мозаик, путешествуя по Италии, художник поместил модель в золотисто-оранжевое пространство, заполненное причудливым орнаментом.

Не менее интересны пейзажи Климта, напоминающие изысканные декоративные панно. В одном из лучших "Крестьянских сад с подсолнухами" (1905-1906) художник использует элементы пуантилизма (техники точечных мазков), что придает пейзажу особую легкость.

На протяжении всего творчества Климтом руководила вера в великое предназначение искусства, которое создает особый мир, где красота стоит на первом месте.

В России наиболее близкой эстетической платформой венскому Сецессиону было объединение "Мир искусства".