Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Искусство России XVIII - 1 -я треть XIX вв. Эволюция и периодизация классицизма

В России, которая только в ХVIII в. стала приобщаться к европейским традициям, неоклассицизм* чаще называют классицизмом.* Самого слова "неоклассицизм" в ХVIII в. еще не существовало. Критики и художники пользовались другими определениями.

С середины ХVIII в. европейское искусство вновь обратилось к античности, что объясняется несколькими причинами. Одна из них - достижения археологии. Начавшиеся в 40-х гг. ХVIII в. раскопки Помпей - Древнего города Италии, засыпанного пеплом при извержении Везувия в 79 г. н.э. - открыли удивительные по красоте и богатству памятники искусства и вызвали огромный интерес к античной культуре. Просветители, размышляя о совершенствовании личности и путях переустройства общества, приходили к поискам идеала, который они видели в истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Сложившийся на этой почве стиль получил название неоклассицизм, т.е. новый классицизм, но в России его будут называть - классицизм.

Эволюция и периодизация классицизма.

В искусствоведении, истории архитектуры приняты несколько систем внутренней периодизации российского классицизма. Мы будем придерживаться следующей: "ранний", "строгий" и "высокий" классицизм. Ранний этап (60-е гг. - первая половина 80-х гг. XVIII в.) связан с деятельностью крупнейших русских зодчих: А.Ф.Кокоринова, В.И.Баженова, И.Е.Старова. Архитекторы строгого классицизма (второй половины 80-х гг. - 1800 гг.) - А.Ринальди, Ю.М.Фельтен, Ч.Камерон, Дж. Кваренги, Н.А.Львов. К вершинам русского зодчества принадлежит архитектура начала XIX в., периода высокого классицизма (1800 г. - 30-е гг. XIX в.) - архитекторы А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, Тома де Томон, В.П.Стасов и своего апогея достигает градостроительная фантазия в творчестве К.И. Росси.

Подвижность границ обусловлена различием аспектов, избираемых исследователями, - типологическим, биографическим и др.

За десятилетия своего развития архитектура классицизма претерпела значительные изменения и как художественная система, и как отражение менявшихся предпочтений. Общая схема эволюции сходится к следующему. На ранних этапах своего развития классицистическая архитектура еще не свободна от "реминисценций барокко", хорошо опознаваемых в начертаниях отдельных элементов и форм в произведениях таких мастеров, как А.Ринальди или В.Баженов. Освобождаясь от влияния барокко, язык архитектуры становится строгим, лаконичным, тяготея к ордерным правилам; им пользуются И.Старов, Н.Львов, Д.Кваренги, М.Казаков и др".

Для архитектуры первой четверти ХIX в. самым ёмким является название "стиль ампир" ("стиль империи"). Этот французский термин вмещает в себя и имперскую мощь архитектурных образов эпохи Александра I, и связь их с одним из источников - архитектурой наполеоновской империи. Это течение представлено работами А.Захарова, Тома де Томона, А.Воронихина, К.Росси и др.

Предлагаемая, как и другие, периодизации условны. Творческий почерк мастера складывается обычно в молодые годы, затем может многое меняться и не только оттого, что моду диктуют монархи. Есть различия в градостроительных ситуациях Петербурга, Москвы, других городов (они влияют на формирование архитектурной среды). Кроме того, в рассматриваемую эпоху одновременно с классицистическим, в строгом смысле слова, направлением развивались предромантическое и романтическое направления, опиравшиеся на иные источники. Поэтому в данной главе период классицизма рассмотрен как единое целое. Внутренние различия в стиле, в почерке отдельных мастеров, характере создаваемой ими среды, отмечаемые при анализе отдельных памятников архитектуры, лишь еще сильнее оттеняют общность принципов и методов их работы, а также целостность явления, называемого классицизмом.