Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Постимпрессионизм

Период 1880-1900-х гг. называют "постимпрессионистическим". Яркими представителями этого направления были художники Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар и другие. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

Если импрессионисты преданно следовали за натурой и для них основным источником вдохновения служило непосредственное наблюдение, то многие мастера эпохи постимпрессионизма исходили в первую очередь от идеи как главного импульса творчества. В большей степени доверяя воображению, они активно интерпретировали натуру. В обычных явлениях материального мира многие художники хотели распознать тайные знаки мира потустороннего, непознаваемого. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность.

На последней выставке импрессионистов (1886) Жорж Сёра (1859-1891) и Поль Синьяк(1863-1935) показали картины, выполненные дробными мазками в виде цветных точек. Новую манеру назвали "пуантилизмом" (от французского слова 1е роint - "точка"), или "неоимпрессионизмом". Сёра и Синьяк стремились стихийный, основанный на личном восприятии метод импрессионистов привести к строго выверенной системе. Они писали свои картины мелкими мазками чистого цвета, руководствуясь законами спектрального анализа. Цветные точки, совмещаясь в глазу зрителя, должны были дать нужный цветовой тон. Неоимпрессионисты возвратили в живопись сюжет, четкие композиционные построения, стремясь отойти от "этюдности" импрессионистов: черты монументальности присущи картине Сёра "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт"(1884-1886). Картины неоимпрессионистов, написанные чистыми красками, отличались особой свежестью и лучезарностью цвета, как пейзаж Синьяка "Гавань в Марселе" (1907).

В творчестве постимпрессионистов пейзаж оставался ведущим из жанров. Они ввели в искусство природу иных, еще не изображенных живописцами мест: юг Франции, Бретань. Но главным объектом для них оставался человек. Интерпретация его образов в портрете и бытовых картинах получила несвойственную импрессионистам заостренность, иногда трагизм. В творчестве мастеров постимпрессионизма много общего: тяготение к символу, декоративность, увлечение линейной ритмикой, силуэтом, плоским пятном, что сближает их произведения со стилистикой модерна. Однако работы художников этого направления "не укладываются" в один стиль, они оригинальны, неповторимы. В отличие от импрессионистов свое внутренне "Я" они выражали гораздо активнее. Им не удалось создать творческих объединений. Утопической оказалась идея Ван Гога об организации "Южного ателье" в Провансе. Обычным стал поиск уединенного убежища, тому пример Поль Гоген, уехавший в Бретань, а затем на острова Полинезии и Сезанн, проведший последние годы в Эксе, вдали от центра художественной жизни и единомышленников.

Одной из наиболее значительных фигур в искусстве конца XIX в. был Поль Сезанн(1839-1906), тоже выставлявший свои работы первое время с импрессионистами. Однако задачи, которые он ставил перед собой, были иными - его влекло не преходящее мгновение, а цельный образ мира. "Сезанн стремится постичь сущность видимых явлений, воссоздать их живописный образ, найти новый язык для выражения закономерностей, на которых зиждется Вселенная, выявить законы строения мира, единые для живой и неживой природы. Он творил на своих холстах формы с энергией и вдохновением демиурга, отсюда их убедительная пластика - будь то яблоко, величественная гора или человеческая фигура: "Автопортрет"(ок. 1880), "Гора Сен-Виктуар"(1885-1887), "Яблоки и апельсины"(1895-1900). В отличие от импрессионистов, для которых побудительным мотивом творчества было наблюдение натуры, Сезанном руководила идея, поверяемая натурой и воплощаемая через натуру. Его задачей было запечат- леть вечные, незыблемые законы жизни человека и природы - отсюда проистекал интерес художника к таким неизменным категориям формы, как объем, конструкция, структура. Сезанн создавал форму не светотенью, а цветом, наделяя его формообразующей функцией. Стремясь к обобщению, к сведению бесчисленных деталей, различаемых глазом, к монолитным, цельным объемам, художник утверждал, что все многообразие форм при желании можно передать с помощью простейших геометрических фигур - "куба, цилиндра и шара": многие мастера XX в., прежде всего кубисты, считали Сезанна своим предтечей. Девиз Сезанна "Вернуться через природу к Пуссену", его желание опираться на классическое наследие определяли сосредоточенность, философскую значительность и величавость образов французского живописца>

Одним из самых значительных и ярких живописцев конца века был Винсент Ван Гог(1853-1890), его творчество ярчайший пример постимпрессионизма. В работах Ван Гога выразительность образов, накал чувств, напряжение и звучность цвета, энергия и экспрессия линий и форм достигали небывалой силы. Голландец по происхождению, Ван Гог с 1886 г. значительную часть своей недолгой и трагической творческой жизни работал во Франции. Здесь он воспринял уроки светлой пленэрной живописи, здесь выработал свою динамичную манеру письма длинными пастозными мазками ярких чистых цветов. В его творчестве прослеживаются два периода: первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Несмотря на то, что творчество художника имеет пессимистический, тревожный, болезненный, экспрессивный характер в его произведениях мы видим то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящую тоску. Его картины "Спальня"(1888), "Хижины"(1890), изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженности усиливается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагообразными или параллельными мазками, идущими при изображении, например, земли или хижины в одном направлении, а неба - в другом, противоположном. С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей. Его пейзажи пронизаны страстным жизнелюбием. В них - сочетание ярких цветов, выразительный ритм рисунков и смелые свободные композиционные решения ("Мост через Сену"(1887), "Жатва. Долина Ла-Кро" (1888). Холсты художника словно излучают то светлую радость от соприкосновения с миром доброжелательной и прекрасной природы ("Дорога в Овере после дождя", 1890), то восторг и преклонение перед мощью ее стихийных сил ("Подсолнухи", 1888; "Красные виноградники в Арле", 1888), то отчаяние и безнадежность одиночества ("У врат вечности", 1890), то ужас перед силами зла ("Ночное кафе в Арле", 1888), то ощущение собственной малости и беззащитности перед беспредельностью Вселенной ("Звездная ночь. Сен-Реми", 1889).

При жизни Ван Гог не пользовался известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Живопись для Ван Гога была средством выражения его любви к миру и людям. "Нет ничего более художественного, чем любить людей", - писал он. Художник работал над картинами всего десять лет (1880- 1890), но след, оставленный им в искусстве, его влияние на последующее развитие живописи огромны - он подлинный предтеча искусства XX в.

Поль Гоген (1848-1903) создавал иную реальность в экзотических местах на Таити и Хива-Оа - непосредственную и чистую. Здесь он искал естественную жизнь, не тронутую цивилизацией, стремясь слиться с ней, вернуться к древним корням человечества. На Таити, где он работал с 1891 г., стиль художника приобрел законченную форму. На его полотнах в бесконечном пространстве, наполненном лиловыми, голубыми и изумрудными пятнами, сохраняются четкие контуры, гармоничные строения приобретают монументальность, делая туземцев идеалом человеческой красоты. Прекрасные люди,связанные с природой телом и духом, становятся главными героями картин ("Таитянки", (1892), "Женщина, держащая плод"(1893), "Жена короля" (1896).

Острота и гротескность восприятия отличают творчество Анри Тулуз-Лотрека (1864-1901), виртуозно владевшего линией, бывшего мастером мгновенных зарисовок жизни ночного Парижа. Аристократ по происхождению и калека с детства, он стал завсегдатаем театральных кулис, кафе и публичных домов Парижа. Герои художника - певцы и танцовщицы, акробаты и клоуны, посетители злачных мест и проститутки ("Танец в Мулен де ла Галет", 1892, "Эти прекрасные дамы". 1895, "Туалет". 1896). Каждому он нашел удивительно точную, надолго запоминающуюся портретную характеристику. Умение через жест, характерную позу, выразительный силуэт передать характерную суть образа сближает его с Дега, только искусство Тулуз-Лотрека еще острее, резче, а взгляд его на мир исполнен горечи и сарказма. В его литографиях сочетание выразительных линий и контрастных пятен превращает изображение в живую композицию, делающую зрителя участником события, о котором оповещает афиша. Тулуз -Лотрек также выполнил серии афиш для парижских кабаре, ввёл рекламу в сферу художественного творчества, определив основные направления её развития в ХХ столетии. Знаменитые литографические театральные плакаты Тулуз-Лотрека подняли этот вид печатной графики до уровня большого искусства.

Открытия, сделанные постимпрессионистами в живописи, выразили доминирующие мотивы и настроения своего времени, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве ХХ в. - фовизма, кубизма, экспрессионизма и др.