Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Огюст Роден

Самым значительным скульптором XIX в., современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917). Творчество Родена не умещается в рамках какого-либо одного направления, представляя собой мощный сплав многих тенденций, характерных для XIX в.: романтическая возвышенность и героика сочетаются у него с суровой правдой реалистов, импрессионистическое восприятие мира - с отзвуками символизма.

"Его произведения отмечены страстным, заинтересованным отношением к человеку, к судьбам человечества. Герои Родена - люди трагических страстей, сильных характеров. Бронза и мрамор в его произведениях как бы превращались в одухотворенную плоть, страдающую от мук, трепещущую от счастья, клокочущую от гнева. Роден стремился воплотить жизненные впечатления в их движении и вечной изменчивости. Отсюда и необычная форма - нервная, динамичная, построенная на контрастах и асимметрии, неровная шероховатая поверхность"

Для него свойственна смелость реалистических исканий, жизненность образов, живописная энергическая лепка. Скульптура имеет текучую форму, приобретает как бы незаконченный характер, что роднит творчество Родена с импрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной аморфной материи.

В маске "Человека со сломанным носом"(1864) мастер с беспощадной правдивостью передал черты уродливого лица, на котором запечатлелись и горечь разочарований, и мудрость, оплаченная ценой страданий. Лицо это некрасиво и прекрасно, отмечено мощью духа, силой страсти, незаурядностью. "В искусстве прекрасно только характерное", - говорил Роден, и эти слова раскрывают особенности его эстетики.

Статуя "Бронзовый век"(1876) олицетворяет пробуждение сознания в человеке; она пронизана движением, ощущением пробуждающейся жизни. Художник не приукрашивает натуру, не стремится сгладить индивидуальные особенности модели, но выявляет красоту характерного. Салон 1878 г. принес скульптору известность, появились заказы, мастерская. Но главное получил признание творческий стиль Родена, в основе которого лежали глубокое преклонение перед человеческим телом, понимание, что его формы способны выразить любую идею, настроение или состояние. Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляет красоту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом.

В 1880 г. французское правительство заказало Родену оформление входа в новый, строившийся Музей декоративных искусств в Париже. Проект захватил мастера, он решил создать грандиозный скульптурный образ грехов человеческих, который он назвал "Врата Ада"(1880-1917). "Врата Ада" не были закончены Роденом, но эскизы к ним вызвали к жизни немало образов, ставших самостоятельными работами ("Мыслитель"(1880), "Три тени"(1880), "Ева"(1881), "Данаида"(1885), "Поцелуй"(1886), "Вечная весна"(1886) и др.).

Трагичен памятник "Граждане Кале"(1884-1886, установлен в 1895), посвященный подвигу шестерых горожан, которые согласились пожертвовать жизнью ради спасения родного города. Роден наделил глубоким психологизмом каждый образ, ибо каждая из шести фигур монумента выражает особое состояние человеческой души перед лицом смерти. Сама пластика здесь необыкновенна и красноречива. Все шестеро не похожи друг на друга ни физическими, ни духовными качествами, но вместе они создают ощущение, что здесь последовательно обнажаются переживания и мысли как бы одного человека, по доброй воле отрекающегося от жизни.

Роден создал большое количество портретных бюстов (в 1897 г.- бюст писателя Виктора Гюго, в 1906 - драматурга Бернарда Шоу и др.), в которых предстал наблюдательным человеком и тонким психологом. "Лгать и льстить я не могу. Мои бюсты часто не нравились, потому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту"

Ожесточенную полемику вызвал в свое время памятник Бальзаку (1893-1897). Выставленная в Салоне 1898 г. статуя вызвала очередной скандал. Выполненный в поздний период, этот монумент вобрал в себя то новое, что Роден привнес в скульптуру. Образ Бальзака стал олицетворением стихии творчества; объемы словно превращаются в "бурлящую", "клокочущую" массу, находящуюся в непрестанном движении. Форма приобретает символическое значение, поскольку она призвана передать безграничность титанического процесса творчества. Стремление к ничем не сдерживаемой свободе выражения приходит, однако, в противоречие с законами монументальной пластики.

В 1916 г. в отеле Бирона был открыт Музей Родена. Тогда же скульптор составил творческое завещание потомкам, в котором изложил свои принципы в искусстве, один из них: "Пусть единственной вашей богиней будет природа"

Пластические открытия Родена составили эпоху в истории скульптуры. Мир его образов подобен Вселенной, ибо его интересовала жизнь человечества в целом. Великий реформатор пластики оказал огромное воздействие на развитие скульптуры XX столетия.

Во взаимодействии и полемике с импрессионизмом в художественной культуре Франции возникли различные течения, среди них - неоимпрессионизм и постимпрессионизм.