Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Европейское искусство ХIX вв. Импрессионизм

Импрессионизм - художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна - всего двенадцать лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и других, объединившихся для борьбы за обновление искусства. Выставки импрессионистов были коллективным вызовом официальному академическому искусству, Салону, критике и консервативно настроенной публике

Теория импрессионизма родилась позднее самого течения. Импрессионисты стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Их "метод" основывался на передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок. Это позволяло зрительно растворить форму в окружающей свето-воздушной среде. С исчерпывающей полнотой суть импрессионизма раскрылась в жанре пейзажа.

Импрессионисты подвели черты под пленэристическими исканиями своих предшественников - они приравняли этюд к картине, провозгласили своим творческим методом живопись на открытом воздухе. Продолжая традиции барбизонцев (живописцев-пейзажистов) и Курбе, они писали природу своей родины, выбирая непримечательные уголки. Изображая природу, импрессионисты непросто бесстрастно фиксировали виденное, они вносили в пейзаж сопереживание, настроение, а обращение импрессионистов к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, образам современников разных сословий и профессий, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. За столиками кафе в спорах о творчестве, новом художественном видении мира и принципах живописи рождалось движение импрессионистов.

Одним из первых, в 1860-1880-х гг. традицию поисков новых путей в искусстве продолжил Эдуард Мане (1832-1883). Однако его творчество развивалось уже в иной исторической и духовной ситуации. Социальный пафос и политическая ангажированность общественной мысли спадали, терял былое напряжение гражданственный тонус. В литературе и искусстве внимание все больше сосредоточивалось на частной жизни, на духовном мире и переживаниях отдельного человека. Мане, как и реалисты середины века, - плоть от плоти своего времени: он демократичен в выборе героев, но это уже не деревенский люд и не рабочие, а шумная, разношерстная толпа парижских бульваров, продавщицы, завсегдатаи кафе, пестрый мир богемы - поэты, актеры, художники, натурщицы. Этот мир, который Мане хорошо знал и любил, был им воплощен в картинах "Завтрак на траве" (1863) и "Олимпия"(1863).

Оказав сильное влияние на своих современников-импрессионистов, Мане сам не остался безучастен к их поискам и открытиям. Постепенно характер картин менялся: его начали привлекать не события, ограниченные рамками завершенного сюжета, а как бы фрагменты жизни, выхваченные из бесконечного потока бытия. В картинах "В лодке" (1874), "У папаши Латюиля" (1879), и других работах 1870-1880-х гг. мастер стремился передать свежесть непосредственного впечатле- ния, создать у зрителя ощущение, что он свидетель происходящего; каждое мгновение жизни наполнялось поэзией и обретало художественную ценность. За год до смерти Мане выставил одно из своих самых совершенных произведений "Бар в Фоли-Бержер" (1882). За стойкой бара, над натюрмортом из бутылок и фруктов, возвышается немного грустная, обаятельная девушка, слушающая клиента, который отражается в зеркале. Удивительный эффект двойного изображения придает картине мистический характер - она словно притягивает взгляд зрителя.

Новая эстетическая программа художников породила новую живописную систему. "Случайности" выбранного момента, ничем не выделявшегося среди предшествующих и последующих, отвечала композиция, тоже как бы случайная, изобилующая срезами фигур рамой, предполагающая возможность продолжения изображенного за пределы холста; объемная, светотеневая моделировка предметов, утверждающая их материальность, стабильность, была заменена цветовой проработкой; палитра становилась все более светлой и красочной, пространство - насыщенным светом и воздухом; контуры теряли четкое, как бы растворяясь в световоздушной среде.

В произведениях младших современников и современников Эдуарда Мане - импрессионистов Клода Моне (1840-1920), Огюста Ренуа- ра (1841-1919), Эдгара Дега (1834-1917) Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1899), главным героем стала среда, пронизанная воздухом, светом, движением цветовых пятен, бликами солнца, - будь то сценка в кафе, шумная улица или сельский пейзаж: название группе дала картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" (1872; французское слово l'impression означает "впечатление"). Слово l'impression художественные критики иронически склоняли на все лады. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку прижилось, поскольку оно выражало общее, что объединяло всех участников выставки субъективное отражение внешних, случайных пространственно-временных моментов действительности.

Одним из важнейших правил импрессионистов стала работа на пленэре. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, художник попадает в совершенно другую атмосферу, полностью отличающуюся от условий мастерской. Здесь исчезают чёткие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. В полотнах импрессионистов природа предстает в прекрасном одухотворенном единстве. Работая на открытом воздухе, художники видели, что окраска предметов постоянно меняется, в зависимости от изменчивого освещения, влажности воздуха, состояния атмосферы, соседства других предметов, отбрасывающих цветные рефлексы, и стремились запечатлеть эти мгновенные перемены; они обнаружили, что тени имеют цветную окраску, и писали их не условным серым или коричневым, а тем цветом, который они видели, - все это делало их картины звучными и свежими по колориту. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины. Пытаясь уловить вечно меняющийся облик природы, художники часто писали один и тот же пейзажный мотив в разное время дня, при разной погоде, создавая серии: таковы картины Моне "Стога" (ок. 1886), "Руанский собор" (ок. 1894), парижские пейзажи Писсарро (ок.1898).

"Импрессионисты начали писать раздельным мазком, используя чистые краски, не смешивая их на палитре, - нужный цветовой тон составляется уже в глазу зрителя. Так, листва деревьев, трава пишется, наряду с зеленым, мазками желтого и синего, дающими на расстоянии нужный оттенок. Это придавало живописи импрессионистов необыкновенную чистоту и свежесть цвета. Раздельно положенные мазки формировали особую рельефную, словно вибрирующую фактуру, подчеркивая ощущение "подвижности", живого трепета жизни. То, что было некогда начато еще Констеблом, получило завершение. Мир предстал на полотнах импрессионистов в своем вечном движении; кажется, что трава, ветви деревьев, трепещут под порывами ветра, мерцают в струях реки отражения берегов, колеблются в лиловатом тумане мосты и соборы, солнечные блики скользят и вспыхивают на воде. Живопись наполнилась дыханием живой природы, и человек влился в ее одухотворенное единство как неотъемлемая частица вечно изменчивого целого".

Огюста Ренуара называют "художником счастья". Его взгляд на мир исполнен благожелательности. Он любовно воссоздает на своих полотнах перламутровое сияние обнаженного тела, изящество и грацию парижанок, простодушие и открытость детских лиц ("В ложе", 1874; "Обнаженная", 1876).

Излюбленные темы Эдгара Дега - балет, скачки, сценки городской жизни. Его стихия - движение, случайно подсмотренная поза, характерный жест. Он любил работать пастелью за ее мягкие полутона, неуловимые переходы цвета, за ее праздничность, "воздушность", которые дали ему возможность передать и феерию театра, балета ("Звезда", 1878), и стремительность конских бегов, и быстрые, подвижные позы и жесты купальщиц. Но порой быстрый взгляд художника становился проницательным и глубоким, задерживаясь то на изможденной фигуре любительницы абсента ("Абсент", 1876), то на одухотворенном лице "Молодой женщины" (1868) или критика Э.Дюранти (1879).

Выступления импрессионистов, Мане и многих других больших мастеров XIX в., внесших новое в эстетическое познание действительности, в технику живописи, нередко наталкивались на непонимание публики, враждебность жюри; подобная ситуация была характерна и для последующего периода; непризнанными умерли Ван Гог и Модильяни. Мастера же, пользовавшиеся признанием и успехом у публики, в большинстве своем не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории искусства. Подобный разрыв, противостояние художника-открывателя новых путей и общества - примета XIX в. Причина заключена в различном представлении о прекрасном, об идеале и сущности искусства. Вкус публики был сформирован еще неоклассицизмом, который приучил ее видеть на картине героев, совершающих благородные поступки и наделенных правильными чертами лица и безупречным телосложением; величавые позы и грациозные жесты стали непременными атрибутами персонажей. Поэтому обращение художников к обыденной современности, стремление увидеть прекрасное в повседневном воспринимались как оскорбление вкуса и общепринятых норм.

1870-е годы стали переломными в развитии искусства, связанного с деятельностью художников-новаторов; оно утратило свою относительную цельность, распавшись на несколько течений. Одно - можно назвать его лирико-созерцательным (позднее творчество Эдуара Мане, живопись импрессионистов и их последователей) - шло по пути приближения к натуре, концентрировало внимание на тончайших ее проявлениях, на фиксации мгновенных впечатлений, вычлененных из непрерывного потока жизни.

Другое направление углублялось в мир духовного, пыталось средствами искусства влиять на общество, на его мораль, стремилось найти ответы на вечные вопросы бытия; сюда можно отнести поиски символистов, предшественников экспрессионизма, сторонников социального ангажированного искусства.

Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире - как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связь.

Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К.Гамсуна, Р.М.Рильке, Э.Золя, Ги де Мопассана.

С 1880-х гг. импрессионизм стал проявлять себя в музыке. Подтверждением тому служит творчество К. Дебюсси. М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и других французских композиторов, стремившихся зафиксировать едва уловимые психологические состояния, вызванные созерцанием внешнего мира. В их творчестве были предприняты попытки приблизить язык музыки к языку изобразительного искусства, создавать живописные музыкальные образы.

В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился также в скульптуре, прежде всего в творчестве Огюста Родена.