Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Живопись Испании. Франциско Гойя

В Испании XVIII столетия, еще не расставшейся с феодализмом, всячески подавлялась национальная самобытность искусства. Общеевропейскую известность испанское искусство после "золотого века" ("золотой век" испанской живописи открывается именами таких художников, как Франциско Рибальта, Хусепе Рибера и Франциско Сурбаран) вновь обрело лишь с появлением Франциско Гойи (1746-1828). Гойя, со своим художественным мировоззрением, с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма. Яркая индивидуальность Гойи выявилась к сорока годам. Он создавал картоны для шпалер, на которых изображал сцены из испанской жизни. Одновременно писал множество портретов, даже выполнял официальные заказы, ему удавалось создавать яркие образы, передавать характерные черты модели.

Во второй половине 80-х годов Гойя был уже признанным мастером. В эти же годы Гойя начинает заниматься графикой и в гравюре избирает технику офорта (гравюра на металле). Первым мастером, которого начал копировать в гравюре Гойя, был Веласкес, отныне и навсегда его постоянный "предмет изучения и культа".

В середине 90-х годов Гойя заболевает, и последствием этой болезни становится глухота. Веселый и жизнерадостный живописец остался в прошлом, его место занял страдающий, замкнувшийся в себе, но зорко видящий чужое горе мастер.

Работа над офортами "Капричос" заняла пять лет (1793 - 1797 гг.). Возможно, нет произведений более трудных для анализа, чем эти графические листы. Необычайна их тематика, неясен смысл, но где абсолютно ясна острота социальной сатиы, направленной против бесправия, суеверия, невежества и тупости. "Капричос" включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Для передачи страшной реальности художник сознательно пользовался не реалистическим, а аллегористическим языком, он остро выразителен, рисунок художника экспрессивен, композиции динамичны, типажи незабываемы. Техника серии - не только офорт, но и акватинта. Эта серия приобрела невероятную популярность в среде романтиков, ею восторгались и без конца копировали.

В 1800 г. Гойя создал для короля Карлоса IV портрет его семьи. В этом парадном полотне хорошо видна ирония по отношению к сильным мира сего. Фигуры в роскошных одеждах стоят неподвижно, словно куклы. Их некрасивые, холодные лица производят отталкивающее впечатление. Даже дети не выглядят жизнерадостными и естественными в этой чопорной семье. Классический национальный тип испанской красоты, полный огня, внутренней силы, независимости, высокого чувства достоинства предстает перед нами в портрете Исабель Кобос де Порсель.

"Соперником" лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых "Махах" (в 1999 г. экспонировались в Гос. Эрмитаже): в "Махе одетой" и "Махе обнаженной" (около 1802), - в которых, так считает Т.В.Ильина, он "нанес удар" академической школе. Даже передовых критиков ХIX в. смущало и нарушение академически выверенного рисунка (Гойю обвиняли в том, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.), и то чувственное начало, которое так ощутимо в образе мах.

В 1810-1820 гг. Гойя выполнил новую серию офортов "Бедствия войны", состоящей из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой). Серия обладает огромной выразительной силой документа, свидетельства очевидца героической борьбы испанского народа с Наполеоном. Эта серия - вершина реалистической графики Гойи.

Поздний период творчества Гойи связан с работой над монументальным циклом росписей в так называемом "Доме глухого", который он приобрел в 1819 г. и в котором жил до 1823 г. Эти росписи долго оставались тайной мастера и не были закончены. Здесь же он создает свою последнюю графическую серию, стилистически совпадающую с фресками его дома, - серию притч, снов, под названием "Диспаратес" - "Необычайности" (излишества, безумства), 21 лист самых "сложных художественно и технически, самых трудных для понимания, самых индивидуальных и странных листов. Гойя становится даже чрезмерным, когда изображает уродства, гримасы страшных чудовищ".

В серии "Диспаратес" все страшное, что было в "Капричос" "сгустилось, загадочное стало не разгадываемым, фантастическое - полубезумным... Бессмысленный великан Сатурн пожирает своих детей, какие-то люди летают в черном воздухе на крыльях летучей мыши.

Но Гойя не был безумен. Только накопившаяся горечь перед безумием жизни, влечение ко "всему, что гибелью грозит", водили его рукой".

Влюбленному в жизнь, темпераментному, неукротимому Гойе было слишком знакомо и "чувство смерти". "С ожесточенным любопытством, смешанным с отвращением, художник наклонялся над темной пропастью и всматривался, стараясь разглядеть, что шевелится и чудится на дне".

В 1824 г. Гойя покинул Испанию и отправился во Францию, где он вел тихую, незаметную жизнь. Здесь он и умер, слепой, оглохший, забытый всеми.