Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Классицизм во франции

В ХVII в. во Франции установился абсолютизм. Знаменитая фраза Людовика ХIV (1643-1715 гг.) "Государство - это я" имела основание: преданность королю считалась верхом патриотизма.

В это же время сложилось новое философское направление - рационализм, которое признавало основой познания разум человека. "Я мыслю, следовательно, я существую" - утверждал Рене Декарт (1596-1650).

Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с насущными требованиями искусства героического, высоко гражданственного, создающего образы, достойные подражания.

На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве - классицизм, буквально "основанный на классике", т.е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом как нравственным, так и художественным.

Классицизм проявился прежде всего в архитектуре, где зодчие, воплощая мечту о гармоничном мире, пытались решить грандиозные задачи идеального города, что уже видно в градостроительных проектах Клода Никола Леду.

Клод Никола Леду (1736-1806) прославился своим утопическим проектом идеального города будущего Шо. Проект был опубликован в 1804 году, в его книге. Город Шо в плане представлял собой эллипс, в центре которого был расположен Дом директора, по формам напоминавший храм с колонным портиком и фронтоном. В этом городе Леду проектировал частные дома, общественные здания. Кроме того, архитектор предусматривал несколько не совсем типичных построек: мост через реку Лу (где роль опор играли галеры), Дом директора источника реки Лу (цилиндр, через который проходило русло реки), Дом лесоруба (пирамида, сложенная из бревен) и др. Этот город Леду задумал как новую социальную модель общества, где не будет ни тюрьмы, ни больницы, потому что не будет в городе будущего ни того, ни другого. Он хотел построить Храм Мира и Дом образования, Храм Добродетели и Церковь для семейных обрядов.

Своим проектом Леду пытался доказать, что архитектура обязана воспитывать и просвещать людей, он не только обустраивал мир как архитектор, но и создавал его идеальную модель как философ.

Но наиболее полно эстетику искусства классицизма воплотил более рационально мыслящий Жак Анж Габриэль (1698-1782).

Его оформление площади Людовика ХV (площадь Согласия), открытой к парку Тюильри и на Сену и связанной с широкими зелеными массивами Елисейских полей, с его решением Малого Трианона, поражающего точностью расчета, конструктивной ясностью и логичностью, в законченных архитектурных образах воплотило классические формы.

Вершиной классицизма в архитектуре Франции стал Версаль - грандиозная парадная резиденция французских королей.

В создании резиденции участвовали зодчие: Луи Лево (около 1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613-1700).

Огромное значение в дворцовом ансамбле принадлежит парку, спроектированному Ленотром. Главная идея парка - создать особый мир, где все подчинено строгим законам". Многие исследователи считают Версаль блестящим выражением французского национального характера, где за внешней легкостью с безукоризненным вкусом скрываются холодный рассудок, воля и целеустремленность".

Постепенно классицизм - стиль, обращенный к высшим духовным идеалам, - стал средством "идеологической пропаганды".

Подчинение искусства политике явно ощущается в архитектуре Вандомской площади в Париже.

Одно из наиболее значительных сооружений ХVII века в Париже - Собор Дома инвалидов (1680-1706 гг.) для престарелых солдат (арх. Жюль Ардуэн-Мансар) стал важной доминантой города, его мощный купол значительно изменил панораму города.

В главном, восточном фасаде Лувра (архитектор Клод Перро, 1667-1673 гг.) были воплощены близкие французам идеи и настроения: масштабность и предельная простота, строгость и торжественность.

В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности.

В преддверии Великой французской буржуазной революции (1789-1794) в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (1748-1825).

В творчестве Давида античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой. Идеалом французского буржуазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской империи.

По поручению Конвента, в 1793 г. он пишет одну из самых знаменитых своих картин "Смерть Марата". Она написана как произведение "сурового классического стиля, что придает ей "мемориальный характер": большие цветовые пятна серо-желтого и ярко-охристого, зеленого, статуарно-пластическая линеарная трактовка формы - все это воспринимается как подлинный реалистический жанр. В этом смысле справедливо замечание Н.Н.Пунина, что все исторические картины, начиная со "Смерти Марата", выросли из живописи жанровой, включая многие произведения: и Жерико, и Делакруа, и Курбе".

Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Таков знаменитый "Портрет мадам Рекамье" (1800 г.). Этот портрет благодаря плавности линий, законченности форм, величию образа отличается классическим совершенством. Давид строгим изяществом своего письма предопределил характерные черты того классицизма начала Х1Х в., который получил в искусстве наименование стиля ампир.

Давид явился создателем огромной школы учеников. Из его мастерской вышли Франсуа Жерар, Анн Луи Жироде, Антуан Гро и великий художник Энгр.

В первое десятилетие ХIX в. позиции классицизма как ведущего стиля в искусстве были еще очень сильны. К этому периоду и относится становление одного из ведущих мастеров классицистического направления Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867).

Энгру предстояло превратить давидовский классицизм в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.

Энгр был художником глубоко "самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины".

В 1805 г. Энгр написал портрет Филибера Ривьера, его жены и пятнадцатилетней дочери.

Прямоугольное обрамление подчеркивает "светскую важность и чопорность" господина Ривьера, овал - "ленивую грацию" госпожи Ривьер, а полукруглое завершение рамы, как у мастеров Возрождения, "романтическую" задумчивость их дочери.

Основные принципы портретного искусства Энгра, пишет Т.В.Ильина, отличают "яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей. Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы, четкость рисунка играют для него значительнейшую роль. Так в портрете мадам Ривьер особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанного в прямоугольник. Этот овал подчеркивают текучесть складок платья, кашмировой шали, мягкость голубых бархатных подушек. Разворот в три четверти сужает линию плеч, делает более хрупкой и скованной фигуру мадемуазель Ривьер на фоне ясного, но далекого пейзажа. Ослепительно-светлая холодная красочная гамма подчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира".

На первый взгляд палитра Энгра - простое сочетание ярких несмешанных красок, но, приглядевшись, мы открываем удивительное богатство тонов в этих красных, серых, белых пятнах.