Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Живопись классицизма. Никола Пуссен

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Никола Пуссена (1594-1666) - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было важно для Пуссена. Все эти черты входят в программу Классицизма. "Искусство значительной мысли и ясного духа" согласно Т.В.Ильиной, вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма.

Н.А.Дмитриева соотносит Пуссена с его эпохой и предлагает понять условия эпохи, "чтобы оценить его и полюбить, хотя он никогда не изображал свою современность ни прямо, ни косвенно".

А это был - век рационалистической философии Декарта, век драматургии Корнеля, Расина, Мольера, поэтики Буало. Они создатели эстетики классицизма на практике и в теории. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, торжество чувства долга над прочими чувствами, отстаивала согласие искусства с "природой", но только с "прекрасной", облагороженной природой. "Мужественный герой мужественен во всем и до конца; любящая женщина любит до гроба, лицемер до гроба лицемерит, а скупой скупится; переходы и оттенки у классицизма не в чести".

Пуссен самый последовательный и обаятельный классицист. Это был искренний и серьезный художник, далекий от угождения официальным вкусам, однако не обладавший свойством "всечеловечности" и "всевременности" как Рембрант.

Пуссен писал мифологические картины "Танкред и Эрминия" (1630-е гг.), "Царство Флоры", "Аркадские пастухи" - умышленно противопоставляя их современности. Лучшими у позднего Пуссена были пейзажи. Художник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется как часть природы. Пуссен явился создателем классического, идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж Пуссена - это не реальная природа, а природа "улучшенная", сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве.

Около 1649 г. Пуссен пишет "Пейзаж с Полифемом", где чувство гармонии мира, мироощущение, близкое античному мифу, проявилось ярко и непосредственно. Игру на свирели усевшегося и слившегося со скалой циклопа Полифема слушает не только нимфа Галатея, но и вся природа: деревья, горы, пастухи, сатиры, дриады. Цикл "Времена года" (1660-1665) - имели символическое значение и олицетворяли периоды земного человеческого существования.

Никола Пуссена имел немного учеников, но он фактически создал современную ему школу живописи. Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий.