Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Декоративно-прикладное искусство

Мебель

Яркое воплощение рококо нашло в декоративно-прикладном искусстве. Это более всего сказалось в оформлении интерьера. Внутреннее убранство интерьеров в стиле рококо делало пространство легким и хрупким. Важную роль играли ширмы и передвижные плоские стенки. Стены оформлялись инкрустацией, маленькими панно с пейзажами. В цветовой гамме преобладали бледные тона - голубой, нежно-розовый, серовато-жемчужный. Характерна мебель рококо: маленькие изящные кресла, столики и кушетки с изогнутыми ножками, золоченые бра и подсвечники с тонкими причудливыми очертаниями.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Декоративный вкус эпохи диктуется капризами фавориток короля. Развитие получают постройки интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере культом уюта, изящества и изнеженности. По сравнению со сдержанностью барокко они перенасыщены предметами меблировки. Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства. Элементы новизны получают развитие в мебели рококо. Формы предметов становятся более живыми, в убранстве широко используются богатые декоративные возможности бронзового литья и чеканки. Утонченность манер и культ женщины, воцарившиеся в жизненном укладе придворно-аристократических кругов, отразилось на характере мебели: секретеры с множеством потайных отделений; картоньерки (шкафчики для бумаг; угловые шкафчики; женские письменные столики; круглые и квадратные тумбочки, большое распространение получает комод ("commode" - "удобный"), который считается олицетворением удобства. В сторону большего удобства и элегантности изменяются и формы мебели для сидения. Появляются новые типы: канапе (диван в форме соединенных воедино двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло) и кресла для сидения.

В Англии стиль рококо носил имя замечательного мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла (1718-1779). Особенно популярным имя Чиппендейла стало после выхода книги "Руководство для любителей и мастеров", в которую Чиппендейл включил 160 гравированных листов - эскизов мебели. Сделанные им вещи сразу узнавались по отсутствию золочения, изогнутым ножкам, оканчивающимся орлиными когтями или львиной лапой. Планки спинок имели силуэт скрипок или высокой стройной вазы, детали шкафов - ажурные перекладины и фасонную пайку стекол. Чиппендейл любил выявлять текстуру дерева, поэтому пользовался только воском и прозрачными лаками. Он же впервые применил красное дерево для производства массовой мебели.

Фарфор

Большой популярностью пользовались декоративные композиции в стиле шинуазри (фр.chinoiserie - "китайщина"). Мода на китайские ширмы, фарфор, лаковую живопись отразилась в гобеленах. Интерьеры рококо украшались и подлинными китайскими изделиями, но в основном это касалось императорских дворцов и аристократии. Это время отмечено большим увлечением фарфором.

Во Франции изготовлять фарфоровые изделия начали в конце ХVII в. Самой знаменитой была королевская мануфактура в Севре, ее возглавлял (с 1757 по 1767 г.) Этьен Морис Фальконе. (С 1766 г. Фальконе работал в Петербурге, где создал знаменитый "Медный всадник" - памятник Петру Великому). Фальконе наладил производство изделий из бисквита* - особо приготовленного фарфора с матовой поверхностью, который не имел блестящего стекловидного покрытия - глазури. Небольшие статуэтки создавали Жан Батист Пигаль и другие известные скульпторы, часто воспроизводились композиции Ф.Буше и других художников. Матовая поверхность придавала изделиям из бисквита особую изысканность и теплоту.

Не менее известным было производство фарфора в Мейсене (Саксония). Особенно удавались мейсенским мастерам "галантные празднества", столь типичные для рококо - сцены, представлявшие утонченные развлечения аристократов. Это удивительные композиции с остроумными сюжетными решениями. Они поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утонченностью формы.