Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Искусство Франции - XVIII век

Архитектура рококо

Большинство построек рококо - частные; это дома французской аристократии, городские особняки, дворцы знати, богатой "буржуазии", "отели" и загородные дворцы.

Высокая ограда, как правило, отделяла особняк от города, скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII в., а образовывали очень изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. А окна в этих особняках делали очень большими, почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформлены скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал. Экстерьеры, как правило, были классицистичны.

Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепкой, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами, установленными друг против друга так, чтобы в них множилось, дробилось, делалось фантастичным отражение. Шелк обоев, золото украшений, хрустальные люстры, мебель вычурная с инкрустацией - все составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. "Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски прозрачные, светлые. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство".

Сюжеты только любовные, эротические; любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Но за всем этим театрально-праздничным, легкомысленно-бездумным в искусстве таилось немало сложностей.

Впервые, отмечает Т.В.Ильина, проявился стойкий интерес к изображению тонких интимных переживаний, это был шаг к "сентиментализму" с его интересом к "извивам" человеческой души. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования.

Всем этим аристократический стиль во многом способствовал демократической эпохе Просвещения.

Рококо имеет право на существование как стиль, считает Т.В.Ильина уже и потому, что он "дал новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства (в живописи, в колорите, недаром в эту эпоху так любили венецианцев и Рубенса)".

Ломаные ритмы изысканного менуэта, композиционные сплетения комедий Бомарше, особый жанр романа в письмах (эпистолярный жанр), живописные "галантные празднества" и "пастушеские сцены" имеют между собой не что общее, что позволяет им в целом создать образ определенной эпохи.

Жан - Антуан Ватто (1684 - 1721) - создал в искусстве свой неповторимый образ. Это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующее, танцующее, праздное; живопись, в которой нет ни действия, ни сюжета - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем "Капризница" с налетом меланхолии и грусти, "Затруднительное предложение", "Общество в парке". Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах всегда смешанных тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все оттенки тонов, так и в изображении Ватто даны все тончайшие оттенки любовного чувства. "Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVIII века, и для Ватто особенно".

"Лавка Жерсена" - последнее произведение А.Ватто. Это произведение воплотило глубокие размышления художника об искусстве и о себе. Как быстротечна "слава мира", "как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство?!".

Подлинным представителем рококо был Франсуа Буше (1703 - 1770), ибо в его искусстве "гедонизм" рококо, доходящий до фривольности, как и вся утонченная культура "рокайльного языка", выразились в полной мере.

"Первый художник короля", директор Академии Буше умел все делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, эскизы костюмов и т.д. В некоторых картинах Буше заметны отзвуки фламандского искусства ("Лежащая девушка", 1752, Старая пинакотека, Мюнхен). Типичные для Буше сюжеты "Купание Дианы" или "Туалет Венеры" и т.д.

Во второй половине жизни Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, видевшего в нем порождение того, с чем боролись просветители, но не отказывающего ему в высоком профессионализме. Когда идеалам рококо, как и заказчику этого искусства, был вынесен беспощадный приговор, искусство Ватто и Буше продолжил блестящий мастер, живописец-импровизатор, художник редкостного таланта, восприимчивости, фантазии, темперамента Жан - Оноре Фрагонар (1732-1806). Главными достоинствами его живописи были свет и воздух.

Галантные празднества, бытовые картинки, идиллические семейные сцены, темы исторические и литературные, натюрморт, декоративные полотна - жанры в которых работал художник. Но чаще всего это галантно-любовные, иногда откровенно эротические, чувственные сцены ("Счастливые возможности качелей", 1768; "Поцелуй украдкой", 80- годы).

Художник пишет широко, свободно, динамично. Неисчерпаемое богатство фантазии, необычайно смелый мазок, легкость письма, построенного на нежных, изысканных сочетаниях тонов, смелые композиции, лаконичный рисунок - все это делает Фрагонара, со всеми его незамысловатыми картинками одним из блестящих художников эпохи, как и Ватто.

Обозначившийся в 60-70 гг. интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана-Батиста Симеона Шардена (1699-1779), художника, создавшего новую живописную систему.

Шарден начал с натюрморта, ранее не развитого жанра во Франции. Бытовому жанру, прославляющему скромный быт третьего сословия, который открыло творчество Шардена, суждено было пройти путь сложных превращений. Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без дидактики и морализирования, без патетики и эффектов, с "мерой и порядком", которые он провозглашает как жизненный образец.

В противовес аристократическим галантным праздникам и пастушеским идиллиям на фоне пейзажа Шарден, начинает изображать размеренность и порядок, уют буржуазного быта ("Молитва перед обедом", (около 1740); "Прачка", (около 1735).

С 50-х гг. главным жанром в творчестве Шардена стал натюрморт. "Натюрморт с атрибутами искусств" (ГЭ).