Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Архитектура барокко

Архитектура барокко сохраняла симметрию фасадов и элементы классического ордера, лишь усиливая их "вертикаль" и живописность. Композиции римских ("Вечный город" Рим - это больше всего город барокко) церквей с их базиликальным планом и высокими, симметрично расположенными башнями поразительно напоминают готические. Характерно, что в эту эпоху многие романские церкви переделывались в барочные, а готические оставались неприкосновенными, поскольку и готику и барокко объединяет экспрессия, живописное отношение к плоскости стены.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу (1573-1584) в Риме, возведенную арх. Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Джакомо делла Порта (около 1537-1602). Интересна композиция фасада: огромная плоскость стены разделена на два горизонтальных яруса, оформленных ордером. Более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными деталями, волютами и словно перетекает вниз. Это придает фасаду сложный и выразительный облик.

Большой вклад в создание архитектуры барокко внесли Франческо Борромини, Карло Мадерна и Лоренцо Бернини.

Н. А. Дмитриева называет "чародеем римского барокко" архитектора Франческо Борромини (1599-1667). Его церковь Сан-Карло алле Куатре Фонтане замечательный пример образца стиля в смелом индивидуальном истолковании. Она оригинальна и неповторима. Фасад решен как импозантная ширма. Фигуры ангелов поддерживают большой овал с изображением герба. Архитекторы барокко любили овал не меньше, чем волюту: "они предпочитали динамический эллипс спокойному кругу, дробный многогранник - устойчивому четырехугольнику. Они избегали прямых углов, скругляли и скашивали углы зданий".

Главным делом жизни Карло Мадерны (1556 - 1629) была перестройка собора Святого Петра (1606-1617).

К основному зданию, возведенному Микеланджело, он прибавил большой притвор с западной стороны, превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный.

В ХVII в. в Италии возводилось много дворцовых ансамблей (палаццо). Яркий образец палаццо - дворец Барберини (1625-1663), архитекторы К.Мадерна, Ф.Борромини и Л.Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор. Архитекторы связали дворец с городом и образовали в нем некий, особый мир, сочетающий архитектуру и живую природу.

Лоренцо Бернини (1598 - 1680) соорудил перед собором св. Петра, начатым Браманте, Микеланджело и продолженным К.Мадерной обширную овальную площадь с колоннадой, подобной "распростертым объятиям" (выражение самого Бернини).

Джулио Карло Арган, современный итальянский искусствовед, автор многочисленных работ по градостроительству, истории искусства, барокко анализирует три купола знаменитых соборов: св. Петра в Риме, Дома Инвалидов в Париже и св. Павла в Лондоне. По мнению Д.Аргана "итальянское барокко воплощало религиозные и политически идеи. Французское барокко - было олицетворением политических устремлений. Английское барокко - отражало идеи гражданские и общественные".

Собор св. Петра в Риме (Браманте, Микеланджело, Мадерна) с колоннадой Бернини - точка отсчета. По замыслу архитектора Микеланджело, развитому в аллегорической форме Бернини, создателем колоннады, окаймляющей площадь собора, он должен был олицетворять церковь и христианство и воплощать небесный свод, распростершийся над миром. Крылья колоннады словно руки собора, а купол - его глава.

Собор Жюля Ардуэна - Мансара в Париже в гордом одиночестве поднимается над фасадом, разделенным колоннами на геометрически правильные плоскости; его масса и богатый декор господствуют над совершенным по своей архитектуре основанием, олицетворяя власть суверена.

Купол Кристофера Рена в Лондоне напоминает первоначальный проект купола собора св. Петра, созданный Донато Браманте. Купол венчает величественное здание, с которым он так мало связан, что понадобилось цилиндрическое основание. Создается впечатление, что одно здание встроено в другое и только стилизованная элегантность барабана и плавные очертания купола разделяют их. Этот купол скорее символ, чем образ власти; он выполняет функцию декоративную, в чем можно усмотреть параллель с положением верховной власти в английской политической системе XVII века. А если форма купола традиционно символизирует власть, рассуждает Д.Ардан, то, возможно, что подобные политические мотивы лежали в основе замыслов Микеланджело, Мансара и Рена". В ХVIII в. в Германии, Баварии и Саксонии, благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. С Саксонией связано творчество архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Основное дело его жизни - строительство в Дрездене парадной резиденции курфюрстов Саксонии под названием Цвингер (1711-1728).

Пышность убранства, стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства немецких построек в стиле барокко.

Для короля Пруссии Фридриха II (1740-1786) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699-1753) построил в Потсдаме, пригороде Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси (1745-1747 гг.), что в переводе с французского означает "без забот".

Своей изысканной простотой резиденция должна была создавать ощущение гармонии, настраивать на особое восприятие мира - радостное и беззаботное.

Особое претворение стиль барокко нашел в истории русского искусства. По мнению Д. Лихачева "русское барокко" XVII века "приняло на себя многие из функций Ренессанса", поскольку "настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси".

Отсюда достаточно условные названия стилей "нарышкинского барокко" по отношению к архитектуре Москвы ХVII в., а также крайне отдаленного от Европы "петровского барокко" начала ХVIII в.

Совершенно особый вариант "русского барокко" в середине XVIII в. создал выдающийся зодчий Ф.Б. Растрелли. Он соединил ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате получился совершенно невероятный, блестящий стиль.