Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Рубенс великолепный

Имя Рубенса Питера Пауля (1577 - 1640) - символ целой художественной эпохи. Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны для самых драматических произведений Рубенса.

Физическая сила, страстность, необузданность, упоение природой приходят на смену завуалированной эротике берниниевской "Терезы".

Рубенс был центральной фигурой фламандского искусства. В ХVII веке нидерландское искусство разделилось на две школы: фламандскую и голландскую, в связи с разделением самих Нидерландов на две части: на Голландию и Фландрию (современная Бельгия). Голландия освободилась от власти Испании, Фландрия - осталась.

Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения. Однако, Н.А.Дмитриева утверждает, что "Рубенс был бы более велик, если бы сделал меньше... Фламандское искусство - это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Он прекрасен как живописец".

Рубенс родился в Германии, образование получил в Антверпене.

В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Луки, что давало ему право подписывать и продавать свои работы. Эту дату считают началом самостоятельного творчества художника. Рубенс едет в Италию, где изучает Тициана, Веронезе, Тинторетто, Микеланджело. Из современных художников на Рубенса наибольшее влияние оказал Караваджо.

Именно в Италии Рубенс достиг славы и богатства, вернувшись в Антверпен, был признан первым художником своего времени. Рубенс, первый, взяв за основу классическое искусство Италии, смело соединил классицизм и барокко, "Микеланджело с Тицианом" и "Рафаэля с Караваджо" и создал собственный уникальный стиль, динамичный, напряженный и жизнерадостный. Над входом в свой дом он поместил фразу, вычитанную у Ювенала: "В здоровом теле - здоровый дух".

Рубенс прославляет национальный тип красоты. У художника даже Христос выглядит "атлетом".

Стиль Рубенса - это действительно "... много крови и физической силы и вместе с тем окрыленный дух... уродство, грубость, полное отсутствие вкуса в формах в сочетании со страстью, преобразующей уродство в силу".

В 1608 г. Рубенс женился на 18 летней Изабелле Брант, из богатого бюргерского рода и "оковами брака куда сильнее привязал себя к здешним местам". С этого времени ему неизменно сопутствовал успех как художнику.

Но нельзя в живописи Рубенса видеть только плоть. Идеал художника - стиль, заключенный в красках. Колористическое богатство, невиданная ранее свобода и темперамент манеры стали для современников Рубенса символом живописности вообще. Сталкивая возвышенное и земное, цвет и форму, краску и свет, Рубенс был истинным человеком Барокко.

А художник Барокко должен быть виден издалека, он должен "потрясать, поражать, захватывать". Рубенс бывает и удивительно классичен, нежен и тонок.

Его картины иногда строги и уравновешены, иногда - неистово барочны. В стиле Рубенса барочность внешняя, а дух классичен. "С раннего возраста и до самой смерти в сердце Рубенса жил один определенный тип красоты. Этот идеальный образ, в который он был влюблен, неотступно преследует его и владеет воображением. В этом образе было что-то от обеих его жен: Изабеллы Брант и Елены Фоурмен... В первой он как будто предвосхищал черты второй: во вторую вложил как бы неизгладимое воспоминание о первой".

В 1623 г. Рубенс переживает потерю дочери Клары-Серены, умершей в возрасте 12 лет. "Портрет камеристки" - это несколько идеализированное изображение старшей дочери.

В 1626 г. от эпидемии чумы умирает и его жена Изабелла Брант.

В 1630 г. в возрасте пятидесяти трех лет он женится на шестнадцатилетней Елене Фоурмен. Она становится неизменной моделью рубенсовских картин 30-х годов. Похоже, что в юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Его портреты принадлежат к лучшему, что он написал. ("Шубка", 1638 г., венский портрет). Тело женщины написано с потрясающей реалистической силой, кажется, ощущаешь как в жилах пульсирует кровь. Это очень личное, интимное изображение, но в нем есть обобщающая мысль: Рубенс славит женщину как "символ жизни".

Рубенс принадлежал классическому веку, породе сильных и щедрых людей. Слава его росла стремительно, он выполнял грандиозные работы в Париже, Лондоне, Вене. Он изготовлял картоны для шпалер, эскизы декоративных росписей, изделий из серебра и слоновой кости, а в своем доме, построенном по собственному проекту, собрал выдающуюся коллекцию произведений античного искусства, скульптуры, гемм, рисунков, гравюр. Он жил счастливо и богато, что даже для большого художника - редкость. Рубенс умер в 1640 году, в расцвете творческих сил. У него было много учеников: Ван Дейк, Снейдерс,Ян Брейгель Бархатный. Наиболее знаменитый его ученик - Антонис ван Дейк (1599-1641), но истинным последователем и главой фламандской школы стал Якоб Иорданс (1593-1678).

Во многих произведениях невозможно разобрать, где работы мастера, а где помощников и учеников, до такой степени в них превалирует не индивидуальность Рубенса, а мощь созданного им стиля.

Рубенс монументален; конечно, он проигрывает рядом с исключительной духовностью Джорджоне или живописцев флорентийского кватроченто. Но с каким блеском он владеет формой. Рубенс красноречивый рассказчик. Он изучал античность, имел обширные познания в истории, мифологии. А в своих картинах стремился поразить, ослепить как можно больше людей, понравиться всем. Это и есть программа стиля Барокко. Но самую значительную роль в живописи всего XVII в. предстояло сыграть художнику голландской школы Рембранту.