Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Лоренцо Бернини (1598 - 1680 )

Бернини - подлинный гений барокко, непревзойденный мастер, архитектор и скульптор, мастер надгробий и алтарей, монументальных городских ансамблей с фонтанами и обелисками. Ему принадлежит самый крупный архитектурный ансамбль Италии - площадь св. Петра в Риме. Работы для собора Бернини выполнял с 1624 г. до конца жизни. Он нашел замечательное решение этой площади. Пространство перед храмом он превратил в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. Характерный для барокко эффект "затягивания" в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору.

В своих скульптурах Бернини превращает тяжелый мрамор и бронзу в "искусство светописи и цветописи". Все сливается с воздухом и мистической вибрацией архитектурного пространства. Высеченные из мрамора фигуры знаменитой композиции "Экстаз Святой Терезы (1644-1652) - капелла Корнаро церкви Санта Мария делла Виттория в Риме кажутся бестелесными в лучах льющегося потока света, и вся группа превращается в мистическое видение. В этой композиции Бернини полностью освобождается от естественных законов материального мира в пользу духовного. Сбывается мечта Микеланджело, каменные одеяния развиваются так, словно нет силы тяжести, Бернини заставляет их развеваться по воздуху и создает тем самым "иррациональную, нематериальную динамику и мистическую экспрессию. Эта динамика становится художественной категорией стиля, также как вертикаль в эпоху Готики. Бернини, называя себя "мастером художественной мистификации" говорил: "Я победил трудность, сделав мрамор гибким как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью".

"Экстаз св. Терезы" - полное драматизма изображение религиозного экстаза. Святая Тереза жила в Испании, в XVI веке, занималась богословием. Бернини изобразил мистическое видение, описанное в ее духовном сочинении: "Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мое сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлек стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце, и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу".

В этой работе Бернини удалось "остановить" полет золотой стрелы за какую-то долю секунды до того, как она пронзит сердце святой, и передать выражение экстаза, озарившего в этот момент ее черты. По обеим сторонам композиции в нишах, удивительно похожих на ложи оперного театра, изображены занятые беседой владельцы капеллы - члены семьи Корнаро, беспредельно равнодушные к прекрасному видению.

По силе контраста, драматическому драматизму образа, реальности и иллюзорности, это шедевр барочной скульптуры, выражающей возвышенное религиозное чувство и мирскую суетность общества, воспринимавшего "жизнь как театр", считавшего его реальней самой жизни. Сценические эффекты играют здесь значительную роль: исходящий из скрытого и потому таинственного источника свет сообщает ослепительный блеск всей группе. Здесь речи и не идет о подчиненности архитектуре.

Скульптура - искусство противоречивое и символическое. Она имеет дело с конкретным материалом, располагая его и ограничивая в пространстве. Скульптура находится в постоянном противоборстве с архитектурой, создающей для нее обрамление и опору, она должна все время утверждать свою самостоятельность.

Лоренцо Бернини был величайшим скульптором. Пожалуй, ни один художник не может сравниться с ним, в умении вдохнуть жизнь в свои работы, добиться невероятного правдоподобия.

Искусство барокко было сложным и многогранным. Это искусство, основанное на непосредственной передаче движения, схваченного в момент кульминации, это искусство театральное, самосозерцательное. Отсюда его пронзительная эмоциональность, причем эмоциональность скорее патетическая, чем лирическая.

В своих скульптурах Бернини стремился, прежде всего, передать движение, динамизм, ими исполнены и его произведения на мифологические сюжеты "Аполлон и Дафна" (1622-1625), "Похищение Прозерпины" (1621-1622), которые находятся в галерее Боргезе в Риме. Даже, когда Бернини берет сюжеты из классической мифологии, его трактовка вызывает трепет изумления.

В основу композиции "Аполлон и Дафна" из произведения древнеримского поэта Овидия "Метаморфозы" положен следующий сюжет: бог Аполлон преследует нимфу по имени Дафна, которая стремится сохранить целомудрие. В момент, когда Аполлон почти настиг свою жертву, произошло чудо - боги превратили Дафну в лавровое дерево.

Великий скульптор воплощал деяния святых и сюжеты из Овидия: и те и другие отражали тягу к чудесам.

Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его заказчиков составляла высшая римская аристократия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры ХVII века. В лучших его работах виден непревзойденный мастер барокко, вошедший в искусство со своей темой - темой духовного преображения человека.

Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи. И если Бернини живое олицетворение барокко в архитектуре и скульптуре, то в живописи барокко - это ,прежде всего, творчество Рубенса.