Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Мировоззрение барокко

Мировоззрение Ренессанса строилось на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека - героя, в то, что человек - мера всех вещей. Возрождение дало примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуальности.

Мировоззрение ХVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство уже не идут рука об руку, не объединяются в одном лице.

Мировоззрение эпохи барокко проявилось в литературе и музыке не менее ярко, чем в архитектуре, живописи и скульптуре. Но лучшее свое отражение оно нашло в изобразительном и прикладном искусстве. Во всех видах оно воплотилось в сочетании трех компонентов:

Искусству барокко в отличие от упорядоченности и сдержанности классицизма свойственны динамичность и бурное движение. Стремясь отойти от канонов ордерной архитектуры, заимствованных зодчими эпохи Возрождения у Древней Греции и Рима, мастера барокко часто использовали витые колонны (бронзовый киворий Л.Бернини в соборе св. Петра в Риме).

В эпоху барокко своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают всепроникающий образ: - "весь мир - театр". Этот образ связан с именем Шекспира. "Театральное" видение жизни пронизывает эпоху барокко - время абсолютизма, драматического искусства, пышных церемоний римско-католической церкви.

Рядом с Шекспиром и Кальдероном стоят другие великие западноевропейские драматурги XVII века: Корнель, Расин и Мольер во Франции, Лопе де Вега в Испании.

Дворцы эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в камне, превозносящие добродетели и победы тех, кто в них живет.

Люди эпохи барокко никогда не забывали того, что "жизнь случайна и коротка, особенно с неотвратимостью и бесконечностью смерти. Но не смерть была "роком" для писателей этой эпохи, а время, чья неумолимая поступь искушает и разрушает все живое. Изобретя маятник и часовой механизм, люди все глубже осознали бег времени (уже и минуты, и секунды, а не только годы, месяцы и дни). Это ощущение быстротечности жизни, столь привычное нам сегодня, стало знамением эпохи. Тема бренности пронизывает поэзию, рождая мистический страх. Однако ощущение несущегося времени, поглощающего все и вся, чувство тщетности всего земного - все это вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Этот парадокс стал основной темой барочной поэзии".

Барокко охватывает огромный отрезок времени - примерно с 1550 по 1750 гг., поэтому его часто называют "Эпохой Барокко". В качестве примера барочного мироощущения известный искусствовед И.Д.Чечот приводит музыку И.С.Баха с ее ":соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупленностью чувственной подачи, пышной наглядностью".

Как большой исторический художественный стиль Барокко было впервые рассмотрено в книге Г.Вельфлина "Ренессанс и Барокко" (1888 г.), а также в его книге "Основные понятия истории искусств" (1915 г.).

Ренессанс и барокко у Вельфлина (вновь возвращаемся к работам И.Д.Чечота) - ":не периоды, эпохи, стили, методы, направления, художественные принципы, а две исторические и типологические формы искусства. Это два типа искусства различного статуса. Ренессанс - это искусство бытия, барокко - искусство воздействия".

В работе "Основные понятия истории искусств" (1915), анализируются классицизм и барокко. Г. Вельфлин, рассматривая этапы эволюции барочного стиля, выделяет пять особенностей, они заключаются в следующем:

По мнению И.Д.Чечота, названные работы Г.Вельфлина о сопоставлении стилей сохраняют "меткость и убедительность". Для Вельфлина барокко - это "явление родственное современности..., сильное, совершенное, ставшее историческим наследием и ценностью".

Одно из выразительных средств барокко - неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных деталей. А основополагающий принцип классики - соразмерность человеку - был заменен несоответствием, иррациональностью, фантастичностью.

Внутреннее напряжение стиля барокко выражено в противоречии: с одной стороны, стремление художника сделать "тайну и откровения осязаемыми", чтобы можно было руками потрогать, отсюда часто отталкивающий натурализм, а с другой - общая иррациональная, мистическая атмосфера. Это фантастическое соединение стихийного материализма, чувственности и идеализма особенно ярко проявилось в творчестве живописца фламандского барокко Пауля Рубенса.

Однако, символом "классического" итальянского барокко довелось стать - Лоренцо Бернини.