Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Эстетика и философия искусства барокко

Главным критерием эстетики барочной живописи остается красота, к ней "можно приблизиться, но нельзя ею овладеть". Это приближение может произойти, по мнению художников барокко, только на основе идеализации формы.

Второй, после красоты, в эстетике барокко следует категория "грации" (лат.прелесть, изящество).

Следующая, важнейшая категория - "декорум" - отбор соответствующих тем и сюжетов. В них входят только "достойные" - исторические, героические. Натюрморт и пейзаж объявляются низшими жанрами, а мифологические и религиозные подвергаются строгой цензуре. Портрет признается, только если выражает "благородство" и "величие".

"Большой стиль", "большая манера" - для Бернини любимые термины.

Главный способ художественного обобщения в барокко - иносказание, аллегория. На первое место выходит категория "величественный".

Искусственная экзальтация, героизация обыденного приводят к тому, что распространенными терминами стали прилагательные: роскошный, величавый, божественный, блестящий, великолепный.

Барокко свойственна театральность. Барокко поражает странным, невероятным сочетанием возвышенной духовности, иногда примитивного натурализма, драматизма, грандиозности масштабов.

Стиль барокко появился в Западной Европе, когда утверждалась концепция природы как единого целого. Родилось убеждение, что природу можно воспроизвести: имитация реальности связана с ее познанием.

Искусство барокко возникло как "реакция на рационалистическую попытку" найти единый подход к проникновению в тайны познаваемого. Барокко вызвало настоящее потрясение, показав, что познание бесконечно, и в этом его ценность.

Искусство барокко обратилось к контрасту, многообразию, ко всему, что отвергает единство познанного и познаваемого, к пафосу изобилия. В историческом плане барокко явилось реакцией на очевидный "порядок вещей". По мере развития представлений о природе, освоения мира и осмысления вопроса о Вселенной, оно обрело всеобщий характер. Пространственное искусство, оно стало расширяться вширь.

Однако, как признает наука, знание всегда многообразно. Наука вступила в полосу сомнений, сохранив рационализм. Новые концепции природы становятся все более относительными, проблематичными. Такова и эволюция барокко. "Существование в мире" подразумевает совокупность всех видов "существования в обществе". Глубины, открываемые естественными и гуманитарными науками, оказываются значительнее пространственной глубины, на которой настаивает западноевропейский классицизм. В этом причина распространения барокко по всему миру.

Таким образом, произошла "натурализация" барокко не только как формы или стиля художественного самовыражения, но и как способа постижения мира в его единстве и многообразии, стало выражением всеобщей взаимосвязи явлений и пророчески предсказало те потрясения, которые выпали на долю современного нам мира.

Хотя понятие "барокко" связывается, прежде всего, с конкретным периодом в развитии западноевропейской культуры XVII - XVIII веков, некоторые авторы считают, что оно выходит за эти рамки. По их мнению, барокко - олицетворение бурной жизненной силы, движения и национального накала, которые периодически будоражат искусство, заставляя его устремляться к высотам совершенства. Барокко, как мыслит испанский критик Э. д'Орс, являет собой необъемлемый компонент разума и чувств человека, некую стилистическую константу, дающую о себе знать на протяжении всей истории".