Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Стиль барокко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ БАРОККО

Барокко - (ит. barocco - причудливый, дурной, неправильной формы, испорченный).

Термин барокко* имеет множество значений.

Барокко - художественный стиль, получивший распространение в Италии в середине XVI - XVII вв., затем во Франции, Испании, Фландрии, Германии в XVII - XVIII вв. "Стиль барокко замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: классицизм и романтизм". Профессор Т.В.Ильина характеризует XVII столетие не только как "искусство барокко*, но и классицизм*, и реализм*".

Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике, на смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти из пространства изображенного в пространство реальное. "Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, боскеты, городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению.

Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и лепит форму. Оно нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы*, которой столько лет отдали художники кватроченто, для усиления глубинности, иллюзии ухода в бесконечность".

Место и время развития барокко - прежде всего те страны, где торжествовала католическая церковь. Это сначала Италия, где барокко нашло ярчайшее развитие в архитектуре (барочный Рим "превалирует" даже над античным и над современным), затем Испания, Португалия, Фландрия, несколько позже - Германия, Австрия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа. Основные пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская, - хотя, несомненно, ими не исчерпывается все многообразие художественной жизни Западной Европы этого времени.

Португальские моряки "барокко" обозначали жемчужины неправильной формы. В XVII в. это слово было синонимом всего грубого, неуклюжего, фальшивого. Во французских художественных мастерских baroquer - означало смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной. В качестве эстетической оценки это слово стало применяться в ХVIII столетии.

Формирование стиля барокко связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения.

Это была эпоха коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, о замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах... В обыденной жизни человек ощущал твердую поверхность материальных тел, но ученые стали доказывать, что это всего лишь видимость, а на самом деле - это множество отдельных центров электрических сил. В XVI - начале XVII в. открытия в области естественных и точных наук расшатали образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре которого находился сам Человек. В ХV в. итальянский гуманист Пико делла Мирандолла утверждал в "Речи о достоинстве человека", " :что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может "обозревать все... и владеть, чем пожелает", то в ХVII столетии выдающийся мыслитель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь "мыслящий тростник" и удел его трагичен, так как находясь на грани двух бездн "бесконечности и небытия" он не способен своим разумом ни то, ни другое, и оказывается чем-то "средним между всем и ни чем... Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни конец".

Еще в начале ХVI в. человек стал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречия между видимостью и знанием, идеалом и реальной действительностью, иллюзией и правдой. Возникла идея о том, что чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от увиденного в жизни, тем оно интересней с художественной точки зрения. Эта новая барочная по духу эстетика потеснила ренессансные принципы изобразительного натурализма, подражания природе, простоты, ясности и уравновешенности. Возврат к ним стал невозможен. Мир изменился необратимо. Все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое - скучным и унылым.

"Жизнь - есть сон" - девиз новой художественной эпохи.

Родиной барокко стала Италия. "Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко". Новый стиль для Италии стал своеобразным "архитектурным Маньеризмом*". Стиль барокко обращается к утомленному воображению и пресытившемуся вкусу после суровости романской архитектуры, мистических порывов готики и светлой ясности Ренессанса".

Вторую причину В.Власов видит во влиянии "католического мироощущения", проникнутого крайним мистицизмом, повышенной экзальтацией. Поэтому барокко часто называют стилем католицизма, искусством иллюзии.

Подлинным создателем стиля Барокко считается великий Микеланджело. "Когда неистовый Микеланджело открыл свой Сикстинский потолок и занялся капитолийскими постройками, все поняли, чем каждый болел и что прятал в своем сердце... и новый стиль - Барокко - был создан".

Микеланджело своей экспрессией разрушил все привычные представления о правилах рисунка и композиции. Другие произведения Микеланджело - интерьер капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, демонстрировали вроде бы классические формы, но все в них было охвачено волнением и напряжением.

В библиотеке Микеланджело сделал необъяснимые, с точки зрения архитектурных канонов, вещи: колонны сдвоены, но запрятаны в углубление стены и ничего не поддерживают, даже нет капителей. Консоли, висящие над ними, не выполняют никакой функции. Стены разделены мнимыми окнами. Лестница более всего удивляет. По остроумному замечанию Я.Буркхардта, она " пригодна только для тех, кто хочет сломать себе шею: По бокам нет перил, где они необходимы; они есть в середине, но слишком низкие, чтобы на них можно опереться. Крайние ступени закруглены бесполезными завитками - волютами* на углах. Лестница заполняет почти все свободное пространство, что противоречит здравому смыслу, она не приглашает, а загораживает вход".

В проекте собора св. Петра Микеланджело, в отличие от начавшего строительство Браманте, подчинил все архитектурное пространство центральному куполу и подкупольному объему, сделав сооружение очень динамичным. Купол сделали не полусферическим, как было принято в архитектуре Высокого Возрождения, а удлиненным, параболическим. Новый силуэт подчеркнул мощное движение ввысь, преодолевающее силу земного тяготения. Из этого следует, по мнению В.Власова, что барокко возвратило архитектуру к "мистическим идеалам готики: динамике, иррациональности, дематериализации".

Эволюция художественного мышления великого Микеланджело была закономерной. "Из глубочайшей неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь, его вечно неутоленная потребность в выражении, разбила архитектонический канон Ренессанса и сотворила Римское барокко".

В лице Микеланджело - скульптора, он создал новую, невиданную экспрессивную пластику. Человеческие фигуры стали изображаться не по правилам пластической анатомии, а согласно иным, иррациональным формообразующим силам, вызванным к жизни фантазией художника.